Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

ческое мировоззрение кроме видимого признает реально существующим ог­ ромный невидимый мир, населенный разными хозяевами природных явле­ ний, животных, рек, озер, сопок — целым сонмом духов разной этиологии и функционирования. Персонажи ниманку существуют как бы наряду с этими представителями невидимого мира. Сказитель, как и шаман, своим оказыва­ нием призывает их, отчего они становятся видимыми. Образное мышление, присущее древнему обществу, и образный язык, очевидно, создавали более сильный эффект выразительности, нежели на это способна художественная литература. В сознании носителей фольклора события тэлунгу считаются происхо­ дившими в реально существовавшем видимом мире, тем не менее в эту ка­ тегорию входят мифы родовые и о подвигах великих шаманов, т.е. фантасти­ ческие произведения. Кроме того, сюжеты тэлунгу включают повествования о людях и событиях, живших и имевших место в реальной жизни. Ту часть тэлунгу, содержание которой, с нашей точки зрения, является вымыслом, но­ сители фольклора считают реальностью и объединяют эти тэлунгу в одну группу с подлинно историческими произведениями. Жанр тэлунгу, несомненно, сформировался позже, чем ниманку в При­ морье и Приамурье, распространился среди части эвенов, но не затронул эвенкийской фольклорной традиции. Он создавался постепенно на основе двух источников — устных рассказов преимущественно исторического содер­ жания и некоторых ниманку, перешедших в разряд тэлунгу . Песни, обозначаемые термином ехэ, корреспондируют с эвенкийским ёхэръё ~ ёхэр — названием кругового танца, сопровождаемого пением имп­ ровизированных стихов с одноименным припевом. Распространен не у всех групп эвенков. Ёхэръё — искусство синкретическое, совмещающее танец, музыкальный мотив и импровизированное пение. Удэгейские ехэ более под­ робно освещены в статье о музыкальном фольклоре. Мир удэгейского фольклора наполнен множеством действующих в нем персонажей, как положительных, олицетворяющих идеи добра, так нейтраль­ ных и отрицательных, антропоморфных, зооморфных, различных мифиче­ ских существ самых разнообразных форм, видимых и невидимых. Главными носителями добра во всех удэгейских ниманку и тэлунгу являются б эле и ег- дыга — идеальные женщина и мужчина, вокруг которых, как правило, раз­ вертывается все повествование. Главный женский персонаж б эле обозначен словом невыясненного про­ исхождения. В фольклоре нанайцев, орочей, ульчей, т.е. во всем Приамур­ ском и Приморском регионе, героиня фольклора именуется пуди ~ пудин. Корень этого слова сохранился в корейском пу — хул- “огонь"; можно ду­ мать, что пуди следует предположительно переводить как “хозяйка очага“. Происхождение слова пуди от слова, обозначающего огонь очага, косвен­ ным образом подтверждают фольклорные произведения: одним из самых ти­ пичных признаков красоты пуди является ее способность излучать свет. При описании пуди, например, в нанайском фольклоре обычно говорится, что в ночной темноте дома с появлением пуди становится светло, как днем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2