Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

не существуют. Они, если талантливо созданы, существуют в воображении автора и читателей. Шаманы, как и сказители, уверены, что у них есть спо­ собность увидеть реально существующий, но скрытый от обычного взора мир. Такое представление сохранилось во всех современных религиях: образы бо­ гов верующие считают реальными, а не фантастическими существами. В ус­ тном творчестве некоторых народов до наших дней сохранилось представле­ ние о реальном существовании образов, вызванных в видимый мир при осо­ бых обстоятельствах. Впервые на эту особенность обратил внимание крупный советский исследователь этнографии народов Севера А.А. Попов. Еще в своей ранней работе “Долганский фольклор" он писал: “Долгане не только верят в реальность всего того, что рассказывается в их устных произведениях, но и как бы видят образы, созданные их фольклором: по верованиям долган, все образы, которые рисуются сказителями былин, способны превращаться в ви­ димый мираж, тени. При этом персонажи фольклора не только были способны как бы материализоваться, став видимыми, но могут вмешиваться в жизнь людей, помогая им в лечении болезней, в охотничьем промысле" [95, с. 16]. Такое отношение к фольклорным персонажам характерно не только для дол­ ган, но и для многих других народов Севера и Сибири. Процессы сказывания и камлания по своим творческим приемам во многом идентичны. Очевидно, они развились из единого творческого начала и лишь со временем функцио­ нально разделились. Шаманское камлание по существу является творческой импровизацией, в процессе которой создаются образы духов, вредящих или помогающих лю­ дям, описываются перипетии путешествия шамана в верхний или нижний мир, в ходе которого встречаются как традиционные мифологические персо­ нажи, так и вновь им создаваемые. Все это передается слушателям при по­ мощи пения, часто подражания крикам зверей и птиц, вою ветра; шаманский бубен выбивает различные ритмы, иногда очень сложные; шаман танцует с полным напряжением своих сил. Творческий экстаз иногда кончается обмо­ роком. По форме шаманское камлание — акт синкретического художествен­ ного творчества, где главное действующее лицо шаман. Присутствующие на камлании являются участниками действа: они готовят все необходимое для него, стараются создать наилучшие условия для творческого настроения как в подготовительный период, так и во время самого акта. У орочей перед кам­ ланием исполняется своеобразная интермедия, основу которой составляет имитация движений животных. В слове ницма- “камлать" интересна семантика корня ними-. В эвенкий­ ском он связан с глаголами нимды- “зажмуриваться", нимнинэ- “сомкнуть глаза, зажмуриться11. В эвенском имеется этот же корень с другими видовыми показателями, обозначающими продленность действия, у глаголов: нимрудэй, нимдудэй, нимтэй “зажмуривать глаза". Фонетическое совпадение корней у слов “камлать" и “зажмуриваться, закрывать глаза" не случайно. Их общая семантическая линия подкрепляется тем, что у некоторых народов (якутов, долган, эвенков) до сих пор сохранился обычай завязывать или прикрывать рукой глаза во время камлания и сказывания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2