Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
В 70-е гг. начал записывать на магнитофон удэгейские фольклорные тек сты Ю.И. Шейкин. Коллекция этих магнитозаписей хранится в Центре му зыкально-этнографических исследований Северной Азии в Новосибирской го сударственной консерватории. Восемь фольклорных текстов, записанных в последние годы А.Х. Гирфановой, включено в приложение к ее кандидатской диссертации [39, с. 4 ]. Фольклор бикинских удэгейцев записывает Е.В. Пе- рехвальская [42]. Фольклор удэ. В работах общего характера фольклору удэгейцев уделя ется немного внимания (см., например, [79, с. 838; 52, с. 23—24]). Первая попытка жанровой классификации устного творчества удэ была сделана в на чале 80-х гг. Ю.И. Шейкиным. Им были выделены восемь жанровых групп: 1) повествовательная — тэлунгу. К ней отнесены различные виды мифов, промысловые истории, исторические предания; 2) синкретическая — ниман- ку , в которой повествование чередуется с песенными эпизодами; 3) синкре тическая, имеющая ритуальное значение. Это шаманские песнопения, сопро вождаемые игрой на ритуальных инструментах — бубне, погремушках; 4) во кальная — ехэй, имеющая характер импровизации или же традиционно ус тоявшихся песен; 5) сольные музыкальные импровизации — гуси, исполня емые на национальных музыкальных инструментах; 6) подражания голосам зверей и птиц, имеющие натуралистическую и символическую окраску; 7) игры и танцы с игровой функцией типа хэ-кэку, 8) загадки — намбунку [53, с. 67—68 ]. Такая классификация основана на различиях в исполнительских и му зыкальных признаках жанров. Она, несомненно, имеет ценность и не может не учитываться при рассмотрении жанров удэгейского фольклора. В недавно вышедшей книге “История и культура удэгейцев" в разделе о народном творчестве дается общая характеристика состава удэгейского фольклора, излагается содержание наиболее типичных его образцов. Авторы не провели специального фольклористического исследования жанровой сис темы, но на большом количестве примеров показали тематическое разнооб разие и богатство удэгейского фольклора, его широкое бытование в прошлом, связанное с различными аспектами социальной и религиозной жизни [44, с. 84—93]. Повествовательные жанры всех тунгусо-маньчжурских народностей Приамурья делятся на две группы. Их наименования совпадают у нанайцев, ульчей, орочей и удэгейцев. Эвенки все типы повествовательных жанров на зывают нимнгакан и лишь устные рассказы реалистического содержания — улгур. У эвенов же, как и у приамурских тунгусо-маньчжуров, наряду с тер мином нимкар известен термин тэлэнгэл. К.А. Новикова считает наиболее важными жанрами эвенского фольклора “ нимкар , куда входят сказки, а так же старинные эпические повествования, близкие по содержанию к русским былинам; тэлэнгэл, включающие бытовые рассказы, легенды и предания ис торического характера" [170, с. 14]. Принципу разделения вышеупомянутых жанров на две группы следуют и некоторые исследователи-нанайцы. Он получил отражение, например, в од
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2