Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

В 70-е гг. начал записывать на магнитофон удэгейские фольклорные тек­ сты Ю.И. Шейкин. Коллекция этих магнитозаписей хранится в Центре му­ зыкально-этнографических исследований Северной Азии в Новосибирской го­ сударственной консерватории. Восемь фольклорных текстов, записанных в последние годы А.Х. Гирфановой, включено в приложение к ее кандидатской диссертации [39, с. 4 ]. Фольклор бикинских удэгейцев записывает Е.В. Пе- рехвальская [42]. Фольклор удэ. В работах общего характера фольклору удэгейцев уделя­ ется немного внимания (см., например, [79, с. 838; 52, с. 23—24]). Первая попытка жанровой классификации устного творчества удэ была сделана в на­ чале 80-х гг. Ю.И. Шейкиным. Им были выделены восемь жанровых групп: 1) повествовательная — тэлунгу. К ней отнесены различные виды мифов, промысловые истории, исторические предания; 2) синкретическая — ниман- ку , в которой повествование чередуется с песенными эпизодами; 3) синкре­ тическая, имеющая ритуальное значение. Это шаманские песнопения, сопро­ вождаемые игрой на ритуальных инструментах — бубне, погремушках; 4) во­ кальная — ехэй, имеющая характер импровизации или же традиционно ус­ тоявшихся песен; 5) сольные музыкальные импровизации — гуси, исполня­ емые на национальных музыкальных инструментах; 6) подражания голосам зверей и птиц, имеющие натуралистическую и символическую окраску; 7) игры и танцы с игровой функцией типа хэ-кэку, 8) загадки — намбунку [53, с. 67—68 ]. Такая классификация основана на различиях в исполнительских и му­ зыкальных признаках жанров. Она, несомненно, имеет ценность и не может не учитываться при рассмотрении жанров удэгейского фольклора. В недавно вышедшей книге “История и культура удэгейцев" в разделе о народном творчестве дается общая характеристика состава удэгейского фольклора, излагается содержание наиболее типичных его образцов. Авторы не провели специального фольклористического исследования жанровой сис­ темы, но на большом количестве примеров показали тематическое разнооб­ разие и богатство удэгейского фольклора, его широкое бытование в прошлом, связанное с различными аспектами социальной и религиозной жизни [44, с. 84—93]. Повествовательные жанры всех тунгусо-маньчжурских народностей Приамурья делятся на две группы. Их наименования совпадают у нанайцев, ульчей, орочей и удэгейцев. Эвенки все типы повествовательных жанров на­ зывают нимнгакан и лишь устные рассказы реалистического содержания — улгур. У эвенов же, как и у приамурских тунгусо-маньчжуров, наряду с тер­ мином нимкар известен термин тэлэнгэл. К.А. Новикова считает наиболее важными жанрами эвенского фольклора “ нимкар , куда входят сказки, а так­ же старинные эпические повествования, близкие по содержанию к русским былинам; тэлэнгэл, включающие бытовые рассказы, легенды и предания ис­ торического характера" [170, с. 14]. Принципу разделения вышеупомянутых жанров на две группы следуют и некоторые исследователи-нанайцы. Он получил отражение, например, в од

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2