Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

ческое введение и краткий словарь анюй- ского говора). К сожалению, анюйские материалы из-за ареста Е.Р. Шнейдера не были опубликованы. При подготовке на­ стоящего тома мы располагали лишь пробным экземпляром сборника, любезно переданным в наше распоряжение Е.П. Лебедевой; в нем было оглавление, но отсутствовали сами тексты [164], по­ этому мы не смогли использовать анюй­ ские материалы Е.Р. Шнейдера при под­ готовке комментариев к настоящему тому (фонетическое введение Е.Р. Шнейдера к его фольклорному сборнику мы издали в Новосибирске в 1985 г. [166]). Как стало известно позже, сигнальный экземпляр анюйских текстов хранится также в Мос­ кве в Российской государственной библи­ отеке [165]. Из других фольклорных сбо­ ров Е.Р. Шнейдера опубликовано две сказки на хорском диалекте в детской книге “Сэлэмага“ [129]. В 1936 г. аспи­ рантка Е.Р. Шнейдера Е.Н. Баскакова побывала на Самарге и записала там на удэгейском языке 65 фольклорных тек­ стов (эти материалы хранятся в Санкт-Петербурге в архиве Института эт­ нографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; их еще предстоит разобрать и переве­ сти на русский язык). В те же годы стал записывать фольклор на родном языке ученик и помощник Е.Р. Шнейдера Дж. Кимонко. Некоторые его записи хра­ нятся в личном архиве В.Т. Кялундзюги. В его повесть “Там, где бежит Сук- пай" наряду с пересказами включены и целые фольклорные произведения. Например, в главе “Медвежий суд“ [49, с. 349—351 ] приведено предание, которое позднее было записано в Гвасюгах также В.Т. Кялундзюгой (см. ком- мент. к тексту 49). С 60-х гг. записывает тексты на родном языке (под диктовку, а в послед­ нее время и на магнитофон) одна из лучших знатоков своей культуры, про­ должатель дела Дж. Кимонко хорская удэгейка В.Т. Кялундзюга. Тексты из ее личного архива по своим языковым и фольклорным качествам, пожалуй, лучшие из тех, что у нас имеются, ибо записаны человеком, выросшим в фольклорной среде и как никто иной понимающим сказителя; эти тексты лег­ ли в основу нашего фольклорного тома. В 1985 г. В.Т. Кялундзюга помогла участникам II Комплексной фольклорной экспедиции ИИФФ СО АН СССР под руководством д.ф.н. А.Б. Соктоева записать на качественную аппаратуру современных хорских сказителей; эти материалы также использованы в на­ стоящем томе и включены в компакт-диск. Кялундзюга Валентина Тунсяновна. Об­ щественный деятель, писатель, знаток и собиратель удэгейского фольклора, один из авторов данного тома.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2