Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)

сторону огня бросил, на глубину трижды девяти саженей бросил, мерзлую землю насквозь пробив. — Грех землю так рушить, — сказал и обратно выволок. В ы тащив, белую становую жилу ему разорвал, грудь ногой продавил, в колоду превратив, с грохотом домой приволок. Тут домашние, испугавшись, говорят: — Отнеси куда-нибудь подальше. 53 Голову положил на вершину каменного м ы са, стоящего в сто­ роне смерти. — Приезжающий-отъезжающий пусть видит: Сын лошади Аталамии-богатырь Череп богатыря, Имя которого в Нижнем мире всуе не произносится, Выставил напоказ, оказывается; Пусть добрые и худые задумаются и устрашатся! — так говоря, пел-рассказывал. Домой придя, весь свой век, не нуж­ даясь, прожил. 2. БРАТ И СЕСТРА 1 В ту пору, когда эта обжитая страна со шкуру головы самца- оленя была, в ту пору, когда это простирающееся небо с лицо человека б ы ло, старуха со стариком жили. То ли из земли, корни пустив, они появились — не знали, то ли с дождем упали с неба — не знали. Земляное жилище-голомо имея, жили. Имущества у них нот топорик один, одно огниво, один кремень. 2 Вот с тех пор, как в Среднем мире появились, поперечноглазо­ го ураангкай , с продольн ы ми ступнями ураангкай* не видя, жили. Ребенка своего не имея, жили. На скрепах Среднего мира жили. Вот старуха со стариком, каждый про себя, думают: "Вот в Сред­ нем мире так прожили, даже имени не имея. Как бы нам оставить имя свое?" — так говоря, советовались. Тут старик говорит: — У кого-нибудь, — говорит, — детскую душу* нам попро­ сить бы. Старуха говорит: — Давай попросим! Тут старик говорит: — Откуда детская душа берется? На это старуха говорит: — У айыы спросим. Тогда старик говорит:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2