Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)

8) частушка — шуточная песня в форме вопроса и ответа, свидетель­ ствующая об общности песенной культуры долган с русским фольклором. И з музыкальных инструментов у долган распространен варган, игра на котором основана на артикулярном движении языка и стенок рото­ вой полости, имитирующих мелодию на гласн ы й "а" и отодвинут ы й назад "а" без участия голосов ы х связок, с включением в эту мелодию носоглоточного резонатора на гласных низкого и среднего подъема без участия гласн ы х высокого подъема типа "и". В качестве примера можно привести мелодию на варгане Х.П. Поротовой, записанную на пленку П.Е. Ефремов ы м в 1964 г. (нотн ы й пример 13). 13. | Г Г Г Г Т ' П П П а Танцы долган известны в двух разновидностях: северн ы й осуохай и хейро. Записанный в домашних условиях от И.А. Антонова-Иникена се­ верный осуохай представляет собой вариант якутского осуохая, исполнен­ ного в медленном телше, с цезурой между парно-объединенными в одну полустрофическую мелодию мелостроками (нотный пример 14): 14. Круговой обрядов ы й танец хейро (в переводе означающий "встреча солнца") исполняется на открытом воздухе во время праздников и свадеб. Запевает обычно мужчина, произнося одно слово хейро. Остальные участ­ ники танца ему вторят и ведут танец по кругу вокруг шеста. Женщины и девушки в пении не участвуют, они молчаливо ходят по кругу. Танец предназнача е тся для выражения приподнятого праздничного настроения, а также дает возможность молодым людям познакомиться с девушками. В хейро, записанном П.Е. Ефремовым, запевает H.A. Жарков. Напев строится на большой секунде и ритмической формуле ябма или хорея. Музыкальная формула танца состоит из трех элементов: восходящей се­ кунды, примы на верхнем звуке (опорном) и примы на нижнем опорном звуке, образующих своеобразную волну с восходящей и нисходящей инто­ нацией (нотный пример 15; грампластинка, 2-я сторона).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2