Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)

трех вариантах: поступенно нисходящем, одновысотном и восходяще­ нисходящем движении (4 ); 8) нисходящие "скользящие" по микроинтервалам в пределах малой терции (5 ) ; 9 ) восходящие "скользящие" по микроинтервалам в диапазоне боль­ шой секунды (7 ). По количеству слогоритмических единиц долганские звукоподража­ ния можно подразделить на трехсложные (1 5 ), четырехсложные (9, 10, 14 ), пятисложные (1, 12, l4a, 146), шестисложные (5, 15а), семи­ сложн ы е (8, 13 ), восьмисложные (4 ) , девятисложн ы е (7, 11 ), сочета­ ющие пяти- и шестисложные (3 ), трех-, четырех-, пяти- и шестислож­ ные (6 ) и десяти- и трехсложн ы е (2 ). Но особенно распространенными в структуре звукоподражаний яв­ ляются слогоритмические единицы, кратные трем, т.е. трех-, шести-, девяти- и двенадцатисложные, котор ы е присутствуют также в песнях и песенных разделах олонгко. Долганские песни-ырыа имеют сходные черт ы с ранее анализируе­ м ы ми песнями из олонгко. Обращает на себя внимание общность в манерах исполнения ("нейтральное", вибрирующее д ь и г и Ь и т и и и вибри­ рующее с фарингализацией), в ладово-звуковысотной и ритмической организации, генетически связанных с звукоподражаниями, а также в смене д ы хания, которая может совпадать или не совпадать с концом стихотворн ы х и музыкальных строк. Характерн ы м отличием песен от песенных разделов олонгко является строгая ритмоформульность напевов, координирующая логику развития нерифмованного импровизируемого текста. Этот принцип и определяет широкое применение исполнителями различных приемов распевания открыт ы х гласных (о, у, ы , и, э) в текстах песен. Тематика песен и их функциональное назначение разнообразны. Ча­ сто исполнитель говорит: "Мин эйиэкэ кэпсиэм — "Я тебе расскажу" и после этого начинает петь. Поют долган ы за шитьем одежды, по дороге на охоту или рыбалку, вспоминая случаи из своей жизни и жизни сородичей, отца, матери, убаюкивая ребенка, выражая восторг, любовь к окружающей природе, любимому человеку, восхищаясь поступками лю­ дей или в ы смеивая их. Большое место в песенной культуре долган занимают "заимствованные" песни, то есть "личные" песни знаком ы х и близких, которые передаются из поколения в поколение. Песенный фольклор долган представлен следующими жанрами: 1) биЬик ырыата — колыбельная песня со словами " бээли-бээлй' — аналог русского "люли-люли"; 2 ) оло§ум туЬунан ырыа — "песня про мою жизнь" (нотн ы й пример 8; текст 53 ). У долган существует два способа рассказа о своей жизни — речитативом и пением, напоминающие два способа исполне­ ния олонгко ( сатыы — "пешее" и ырыалаак — "песенное"). Часто в личных песнях речевое интонирование сочетается и чередуется с пением;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2