Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)

В парно-объединенных мелодических полустрофах начала строк стиха и мелодии совпадают (песни Аталамии). Другой особенностью музыкально­ формульной сегментации является применение цезуры, которая появляется по окончании исполнительского д ы хания. Но ее появление имеет тоже свои закономерности: в парно-объединенн ы х мелостроках цезура приходится на втор ы е мелостроки (песни Аталамии), а в равновеликих трех- и чет ы рехэ­ лементных мелостроках — часто на середину слова (песня коня). В связи с этим в распевании слогов текста огромную роль приобретают различн ы е наращения, особенно на гласной "э". Прер ы вая стихотворную строку на среднем слоге, олонгкосут после цезур ы продолжает распев, посредством его заканчивает стихотворную строку и начинает новую. Отсутствие цезур ы в конце музыкальной фразы создает ощущение неквадратности в напевах Аталамии, завуалированности, закругленности в напевах Симэксин. В отли­ чие от других долганских сказителей, только ИЛ. Антонов-Иникен берет д ы хание с окончанием музыкальной формулы (песни олонгко "С ы н неба"). Общим для всех долганских олонгко является в ы дох на различных слогах перед началом песен: 'Ъэн" у ИЛ. Ерёмина-СюЮтюка или Саха- тина-Солоо, "чэй" у Н.П. Христофорова-Мочуора, "ич", "ым" у ИЛ. Ан- тонова-Иникена. Прид ы хательн ы е слоги, соответствующие в ы соте на­ чального звука песен олонгко, по-видимому, в ы полняют функцию подго­ товки голосового аппарата исполнителей к началу интонирования. Иногда они совпадают с началом мелодической формул ы , а иногда и нет. Непре­ р ы вное остинатно-вариационное развитие, постепенное ускорение темпа, расширение диапазона крайних опорн ы х тонов в пределах октавы явля­ ются характерными для стилистики долганских олонгко. Наряду с олонгко значительное место в интонационной культуре долган принадлежит песпе-ырыа, которая составляет основу не только разнообразных песенных жанров, музыкальной драматургии олонгко, но также проникает в танцевальные напевы и варганн ы е наигр ы ши. Песен­ н ы е жанр ы отражают и существующие тип ы вокальной фонации этноса: "нейтральную" — с естественн ы м пением, ларинг а лизированную (виб­ рирующую или тремолирующую) д ь и г и Ь и т э н ыллааЬын и ларингализи- рованное пение с акустическим эффектом фарингализации. Песенные жанр ы с их специфическими типами интонирования и муз ы ­ кальной стилистикой восходят к звукоподражаниям. Долганские звукоподра­ жания можно классифицировать по двум функциональным разновидностям: охотничьи — для приманки диких птиц (1 — гуся, 2 — черного гуся, 3 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2