Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)

в. Ээ , э _ йэр _ гэ эм _ мин [й э р .г э м » м и н ]. Замкнутая олиготонность, мобильная терцовость, секундовая вибра­ ция на соседних звуках и на одной высоте характерн ы для всех долган­ ских олонгкосутов. При общих принципах использования дополнительн ы х средств у каждого олонгкосута свой арсенал приемов, привносящих разнообразие в ладовый строй и в орнаментализацию напевов. Так, И.А. Ерёмин- Сюютюк и Ф.С. Сахатин-Солоо большую изобретательность проявляют в мобильности терции в двухопорной олиготонике, когда каждая опора посредством опевания и мелкой орнаментации существует самостоятель­ но, образуя вокруг себя внутритоновую зону (песни Аталамии, Оттоноя и богат ы ря-абаасб/ в Оттоное ), или когда при стабильной терцовой опоре за счет верхнего вспомогательного звука верхней опоры постепен­ но расширяется диапазон мелодии напева в пределах уменьшенного трезву ч ия и шире (песня Симэксин из "Аталамии" — нотный пример 5; грампластинка, 1-я сторона), а Н.П. Христофоров-Мочуор при орна­ ментации напевов большое внимание уделяет широким интервалам, пре­ имущественно увеличенным (тритону, увеличенной квинте). 5 Г { э _ дьи^й Аээн, э _ дьиий - дээн

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2