Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)

25 В ы ходит пожилая женщина: — Да ну, какой у него удивительный олень! Ведь похож на оленей наших предков?! В старину уехали от нас два человека, это, наверное, их потомки. Из трех чумов в ы шли три женщин ы и тоже признали, что это их сородичи, разговаривают, знакомятся. В ы ясняют свое родство. Ждут Кунгаджая. 26 К полудню третьего дня приходит Кунгаджай. Живого места не осталось, изрублен так, что половина кожи осталась. — Дитя мое, добрался ты — вот хорошо! [— говорит. —] Одолел худ ы х людей, а хищн ы х зверей с трудом осилил. Изранили меня, чуть живой пришел. Теперь живи и никого не бойся. Кунгаджай со временем в ы здоровел. Парень стал вождем этого народа. Конец. 39. [НГАНАСАНИН] 1 Давн ы м-давно нганасан ы жили у хребта Кэрикэ, на Есее — чангиты, на Камне — эвенки*. Как-то у одного нганасанина чангиты украли жену. Когда муж ушел на охоту за дикими оленями, эта женщина сидела за шитьем. Вот когда так сидела, залаяли собаки. "На хозяина собаки не лаяли б ы ", — подумала она. Как только приготовилась развести очаг, зашли трое, завернули женщину в материю и взяли с собой. 2 Вечером приходит нганасанин: собаки лежат на привязи, чум насквозь промерз, никого нет, темным-телшо. "Грех-то какой, жена куда могла уйти?" — опечалился он. 3 Утром, как только рассвело, он пошел пригнать свое стадо. Все олени, оказ ы вается, б ы ли на месте. "Откочую я к [знакомому] эвенку, что мне одному делать? Хоть посоветуюсь" — так подумал. Одинокому человеку долго ли собраться — прикочевал к эвен­ ку, оказ ы вается, тот ушел проверять сети, дома б ы ла только его мать. Эвенк, оказ ы вается, не имел жен ы . Он пришел вечером. 4 Бедн ы й нганасанин рассказал, что исчезла его жена. — Ну, кто же мог сделать? Вчера ко мне заходили трое мужчин, на вид не очень хорошие люди, видимо, чангиты. Что им с меня взять?! Ближние соседи тоже рассказ ы вали, что они крадут женщин, — сказал эвенк. 5 — Насколько т ы ловок как косун ? — спрашивает эвенк у друга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2