Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)
Мэргэне-богатыре") , известия (№ 10. Гонец-коневод в "Аталамии", № 5. Старик в "С ы не неба"), знакомства (№ 16. Длинный человек в "Оттоное"), жалобы (№ 30. Дьэгэ-баба в "Мёрёдяне Мэргэне-богаты ре", № 9. Богатырь -абаасы в "Оттоное"), в ы зова соперника или спаси теля (№ 1—4. Оттоной в "Оттоное", № 58. Иэс Хотойбо в "Мёрёдяне Мэргэне-богатыре", № 5. Старик в "Сыне неба"), укора (№ 10. Оттоной к Ай ыы - тойону, № 11. Хозяин озера в "Оттоное", № 12. Ворона к Кёнгюлю в " Кётё-Мёнгё"), угроз ы (№ 6. Абаасы в "Мёрёдя не Мэргэне-богатыре", № 8. Буура Дохсун в "Мёрёдяне Мэргэне- богат ы р е""), косвенной характеристики героя (три песни Симэксин в "Аталамии") и др. Кроме того, в музыкальных разделах долганских олонгко передаются различные эмоциональные чувства героев: досада, возмущение, радость. Характер интонирования олонгкосутов необычен. И.А. Ерёмин - Сюю- тюк, Ф.С. Сахатин-Солоо, Н.П. Христофоров-Мочуор поют с опущенным надгортанником, напряжением голосового аппарата и с приоткрытым ртом. В связи с этим исполнитеаи несколько делабиализируют произно сим ы й текст, что создает определенную трудность в его расшифровке. Для манеры их пения характерна вибрация двух соседних опор или дрожание одного долгого звука (нотн ы й пример 1; грампластинка, 1-я сторона, первая песня Аталамии из олонгко "Сын лошади Аталамии- богат ы рь " ). 1 . диэн _ ниир э - рэ - (Э). 2 Заказ № 308
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2