Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)
речь героев, их мысли, чувства, описания богат ы рских боев, сватовства. В долганском олонгко все "разговаривают" между собой посредством песни. Поют богат ы ри -айыы, абаасы, их невесты, жены, дети, внуки, шаманы, хозяева окружающей природы (№ 13. Песня хозяина озера в "Оттоное", № 44. Песня хозяина каменной сопки, пещер ы Таас Чочуну- ос в "Мёрёдяне Мэргэне-бога т ыре") *, герои олонгко в образе трясогузки (№ 21. Кюрдюмэ-Куо), восьмиголового орла Ёксёкю (№ 51. Абаасы ), сокола Мохсогола (№ 49. Абаасы), пчелы (№ 31. Жена Ёдюрмэ), младенцев (№ 2. Мэргэн), поют конь (№ 4 в "Аталамии", № 38—4 0 в "Мёрёдяне Мэргэне-богатыре", № 1, 4, 6—8 в "Сыне неба"), ворона (№ 12 в "Оттоное"). Иногда взаимные обращения героев превращаются в песни-диалоги (№ 12—14. Ворона и Кёнгюлю в "Кётё-Мёнгё", № 3—4. Аталами и конь в "Аталамии", № 56—57. Ылг ы н К ыы с и Иэс Хотойбо в "Мёрёдяне Мэргэне-богатыре"), на которых строятся сцены сватовства (№ 44—45 . Таас Чочунуос и Сими т тэ в "Мёрёдяне Мэргэне-бо г атыре"), богатырских боев (№ 5—10. Оттоной и бо г атырь-абаасы в "Оттоное", № 33—37. Богат ы рь-айазсл/ и Сими т тэ в "Мёрёдяне Мэргэне-богат ы ре"), боев богат ы рей-айл»/ с богатырями-айаасй/ и Дьэгэ-бабой (№ 19—25. Дьэгэ-баба и Ёрдюмэ в "Мёрёдяне Мэргэне-богат ы ре"). Песни-диалоги богат ы рей и сцен ы их боев с богат ы рями-абаасм обычно трехфазны. По сюжету они поются во время отд ы ха богатырей, являясь как бы "озвучи ванием" мыслей героя о впечатлении, произведенном соперником, реши мости не отступать, вызова соперника на бой или наоборот — просьб ы о пощаде. Иногда богатыри зовут на помощь своих родителей или детей-богатырей, которые прилетают или приходят в образе птиц, зве рей, облаков. В связи с тем, что песня в ырыалаак олонко является главной и единственой композиционной единицей, через которую раскрывается все действие, она выполняет самые различные функции: благодарности (№ 11. Песня солнцеподобной девушки в "Аталамии"), благословения (№ 17. Шаман в "Оттоное"), совета (№ 4. Конь в "Аталамии"), предупреждения о грозящей опасности (№ 64. Симэксин в "Мёрёдяне Мэргэне-богатыре", № 8. Богатырь-абаасл/ в "Оттоное"), прощания с родн ы м домом (№ 22. Девушка в "Мёрёдяне Мэргэне-богатыре"), просьбы о спасении от смерти (№ 10, 14. Оттоной), пощаде (№ 16. Дьирими в "Оттоное"), об освобождении дороги (№ 4. Симэксин в "Кётё-Мён- гё"), предсказания (№ 1. Иэс Хотойбо, № 51. Мохсогол-абаасы в "Мёрёдяне Мэргэне-богатыре", № 1. Конь в "Сыне неба"), алгыса- благопожелания (№ 17. Шаман в "Оттоной", № 47. Симэксин о рожде нии ребенка на свадьбе в "Мёрёдяне Мэргэне-богатыре", № 13, 14. Кёнгюлю вороне в "Кетё-Мёнгё"), разоблачения истинного лица героя (№ 8. Солнцеподобная девушка в "Аталамии", № 4, 5. Симэксин, № 21. Девушка, № 49. Мохсог ок-абаасы и № 61. Таас Чочунуос в "Мёрёдяне * Здесь и далее порядковые номера песен в магнитофонных записях олонгко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2