Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)

Аталамии, гонца-коневода и солнцеподобной девушки — развязка дей­ ствия. В отличие от ИЛ . Ерёмина-Сюютюка, Ф.С. Сахатин-Солоо не огра­ ничивает героев олонгко определенным количеством попевок. Так, в олонгко "Кётё-Мёнгё" наряду с лейтмотивной характеристикой Симэк- син (три песни), Дьэгэ-баб ы (три песни) есть разовые мелодические характеристики богат ы ря -абаасы, тойона-абаасы, матери Кёнгюлю, ша­ мана — /голрэ6азсб/-получеловека, ворон ы с воронятами. А главный герой олонгко Кёнгюлю, сын Кётё-Мёнгё, охарактеризован тремя разнотемными песнями. Таким образом, 14 песен олонгко основаны на десяти самосто­ ятельн ы х темах, большая часть этих песен (девять) приходится на цент­ ральн ы й ко л шозиционн ы й раздел развития действия, две — на экспози­ цию (песни невест ы Кётё-Мёнгё и абаасы ), одна — на завязку (песня абаасы ), две — на кульминацию (две песни Кёнгюлю), а развязка олонгко, так же как небольшой зачин, излагаются, а не поются. Показательна композиция олонгко. Зачин и экспозиция посвящен ы первому поколению героев олонгко — жизни, женитьбе Кётё-Мёнгё, рождению его с ы на Кёнгюлю. Центральн ы е разделы — вторжение абаасы в мирную жизнь героев и отправление Кёнгюлю в Нижний мир на поиски отца. Заканчивается олонгко счастливой развязкой — встре­ чей Кёнгюлю и его невест ы с матерью и отцом. Структура олонгко Н.П. Христофорова-Мочуора отличается от эпоса других сказителей цикличной формой, включающей в одно сказание несколько олонгко (от чет ы рех — "Эр Соготок" до шести — "Мёрёдян Мэргэн-богатырь"), каждое из которых повествует о жизни одного из поколений богат ы рей Среднего мира. Олонгко "Мёрёдян Мэргэн-бога- т ы рь" состоит из шести циклических разделов, различных по своим размерам и количеству включенн ы х песенн ы х фрагментов. 64 песни распределены между героями шести поколений: это Мёрёдян Мэргэн, его сын Эрчимнээк Едюрмэ и четыре внука — Кюрдюмэ-Куо, Босхон- Куо, Кюрюёлгюн-гойгсу/, Куйакаан-Куо. Наибольшее количество песен приходится на разделы: перв ы й — о Мёрёдяне Мэргэне (1 2 ), третий — о Кюрдюмэ-Куо (1 8 ), четвертый — о Босхон-Куо (1 9 ), пятый — о Кюрюёэлгюне- тойоне (1 2 ). Песни представителей каждого поколения бо г ат ы рей Среднего и Нижнего миров представляют собой интонацион­ но схожие варианты одних и тех же мелодических формул. Некотор ы е герои олонгко, как, например, Симэксин, конь, Дьэгэ-баба, имеют лейт­ мотивную характеристику (их песни строятся на постоянных попевках). Таким образом, во внутренней колшозиции каждого раздела олонгко, в мелодической характеристике героев Н.П. Христофоров-Мочуор не отхо­ дит от исполнительских традиций других долганских сказителей. Если в речев ы х фрагментах повествования олонгкосут воспроизво­ дит общую сюжетную канву олонгко, то в музыкальных разделах он детализирует развивающееся действие. Посредством песни, драматурги­ чески в ы полняющей функцию двигателя действия, передаются прямая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2