Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)
— Вот ведь удивительные люди. — говорят. 4 Услышав это, человек тот очень захотел увидеть [их]. В стари ну обычно человек носил вместе с огнивом гнилушку или сухие стружки из тальника. Ими разжигали от искорки огонь. У того человека были сухие стружки. Подпалив это, бросил в дымоход, упав на уголек, [они] неожиданно вспыхнули, тут он увидел, [что] перед очагом один человек сидит и сказ ы вает олонгко. Тот человек сидел гол ы м, но весь был покрыт волосами. 5 Как только увидел это, тот человек спрыгнул [с балагана], сел на собачьи нарт ы и помчался прочь. Оглянулся назад — один волосатый человек догоняет его, догнав, схватил за задние коп ы лья нарты, те задние копылья остались в руке волосатого человека. Тот человек, выдернувший [коп ы лья], прокричал: — Люди белого царя, не смейте возвращаться, мы не хотим, чтобы слух о нас разнесся по свету. Впредь, если кто-нибудь при едет в нашу сторону, мы обратно не отпустим! 35. [ОГОНЬ В МАЛЕНЬКОМ ЧУМЕ] 1 В дальней местности, где лежит глубокий снег, стоял старинный маленький чум, говорят. В этом чуме каждый вечер стал загораться свет. В тех местах жил парень, оказывается. Б ы л он работником у купца. Люди, удивляясь, спрашивали: — Что за огонь там горит? Тогда парень-молодец сказал своему купцу: — Давай биться об заклад, — говорит. — Пойду, разузнаю и приду. Если я проиграю, век даром на тебя работать буду, а ты, [если я в ы играю], денег дашь. На том и согласились. 2 Тот человек вечером на собаках отправился. Вот приехал и входит в чум. Вошел, а там с волосатым лицом человек сидит. Тут осторожно, с оглядкой работник сел на скамью. Волосатый чело век, сварив еду, собирался есть, оказ ы вается. Ну, в ы ложил он еду: — Ешь, — говорит. Поев, улеглись спать. 3 Утром, когда [работник] еще не поднялся, [волосат ы й] чело век ушел на лыжах. Парень встает и размышляет: — Как же мне доказать, что я б ы л здесь? Узнаю, куда поехал этот человек и привезу доказательства, — подумав, последовал по его тропе и доехал до каменной горы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2