Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)

Иникен и "Сын старушки" Е.Н. Портнягина, переданные для снятия копий родственниками олонгкосутов. Из пяти олонгкосутов И.А. Ерё- мин-Сюютюк, Ф.С. Сахатин-Солоо, Н.П. Христофоров-Мочуор и И.А. Лн- тонов-Иникен сказ ы вают ырыалаак олонгко, а сатыы олонгко исполнял Е.Н. Портнягин-Иитии (1915—1991 ), затундринский крестьянин (кроме олонгко в его репертуаре есть все прозаические жанры фольклора: сказки, предания, легенды). Долганское ырыалаак олонгко впитало элементы героического эпоса якутов, музыкального фольклора северн ы х якутов, эвенков, но это само­ стоятельн ы й жанр, отличающийся от сказаний других народов содержа­ нием, кол ш озицией, музыкальной характеристикой героев. Содержание долганских олонгко в основном сводится к героической женитьбе. Богатырь Среднего мира, начав самостоятельную жизнь, от­ правляется на поиски невест ы . Он преодолевает различные препятствия, борется со зл ы ми абаасы. По структуре долганские олонгко представляют собой стройную композицию, в которой есть небольшой зачин-вступление о месте проис­ ходящих событий, экспозиция с характеристикой главн ы х действующих лиц, завязка действия, связанная с решением героя отправиться в дале­ кое путешествие ("Аталамии", "Богатырь Железный Ниптя", "Тойон Джолдо") или вторжением абаасы в мирную жизнь героев Среднего мира ("Три сестры", "Эр Соготок", "Кётё-Мёнгё", "Сын неба", "Мёрёдян Мэргэн-богатырь", "Оттоной"), развитие действия со столкновением про­ тивоборствующих сил зла и добра, приводящим к кульминации, и счас­ тливая развязка, в которой герой и его невеста возвращаются в родные места жениха, живут счастливо и мирно. Анализируемое в данном издании сказание "С ы н лошади Аталамии- богат ы рь" записано в 1964 г. в фактории Усть-Авам Таймырского наци­ онального округа от 78-летнего сказителя Ивана Александровича Ерёми- на-Сюютюка (1886—1966). Запись сделана корреспондентом Таймыр­ ского радио М.П. Харлампьевым и хранится в фондах радио под № 342. Копия записи снята и привезена в Якутск в 1964 г. участником Таймыр­ ской экспедиции П.Е. Ефремовым. И.А. Ерёмин-Сюютюк является представителем рода потомственн ы х долганских сказителей. В его репертуаре 12 ырыалаак олонгко. И.А. Ерёмин-Сюютюк подразделяет песни олонгко на группы, число которых соответствует количеству героев, охарактеризованных опреде­ ленными попевками. В результате в олонгко "Лталамии" 11 песен под­ разделены на пять групп попевок, соответственно количеству действую­ щих лиц (Аталамии, конь, Симэксин, солнцеподобная девушка, гонец- коневод), и кажд ы й этап сюжетно-смысловой драматургии строится на напеве одного из героев. Экспозиция, развитие и развязка действия включают по три песни, а завязка и кульминация — по одной. Три песни Аталамии, построенные на одной попевке, — развитие дей­ ствия, песня солнцеподобной девушки — кульминация, а три песни —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2