Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)
Наряду с мифами о мирах злых духов в долганской мифологии имеются произведения, посвященные теме отношения к умершим и к их миру. В них указывалось на опасность посещения мира мертвецов, подчеркивалось, что в отдельн ы х случаях шаманы могут оживить умер шего. В мифах долган ы такие способности приписывали не своим, а нганасанским шаманам (текст 26 ). В мифе "Дочь нганасанина" говорит ся о греховности оживления умерших. Он базируется на самодийских представлениях, согласно которым поездки шаманов в мир мертвецов считались возможными. Религиозным верованиям тюрков Сибири было свойственно табу на посещение мира, куда переселяются умершие. Есть у долган и другие мифы, подтверждающие могущество шама нов. Им приписывались различные сверхъестественные возможности. Например, шаманы якобы могли превращаться в лебедей и обратно (текст 2 8 ). Представляют большой интерес миф ы о существовании на земле огромных волосатых великанов и людей, имеющих один глаз. В них говорится, что люди с одним глазом живут на морских островах и миролюбивы, великан ы же враждебно относятся к людям, запрещают им приходить на свою землю (текст ы 33, 34). Сравнительное изучение мифологии долган, якутов, эвенков и нгана сан показ ы вает наличие прямых совпадений. К примеру, мифы о сватов стве к дочери Юрюнг Айыы и о духах осп ы (тексты 24, 31) имеют прям ы е аналогии в якутской мифологии. В эвенкийских же мифах рассказывалось о том, что человек может жениться на женщинах Верх него мира [16, с. 11 ]. Вплоть до совпадений отдельных деталей схож с якутскими и эвенкийскими мифами долганский текст о посещении человеком Нижнего мира (текст 25) [17, текст 50; 18, с. 33]. Миф о волосатых великанах был распространен среди эвенков [18, с. 7 0 — 71 ]. Ряд долганских мифов имеет аналогии в нганас а нской мифологии. Так, миф о превращении двух шаманов в лебедей (текст 28 ) по сюжету и характерным эпизодам близок к нганасанскому мифу "Полет в землю Гусей матери" [21, с. 59 — 61 ]. Совпадают описание места, куда улета ют птицы на зиму, добыча жителями того края линн ы х гусей, смерть там одного из шаманов, благополучное возвращение более сильного ша мана. Очевидно, что это варианты одного и того же мифа. Миф "Дочь нганасанина" воспринят долганами от нганасан. Описа ние стран ы мертв ы х, поверье о возможности оживления давно умершего человека соответствуют нганасанским верованиям и встречаются в их мифах [21, с. 110 — 116]. Отметим, что взаимодействие фольклора северных народов было достаточно активным. В процессе культурных контактов нганасаны тоже вобрали в свою духовную культуру мотив ы , сюжет ы из устной поэзии долган. Среди мифов нганасан есть миф о посещении человеком Нижне го мира [21, с. 126 — 129 ]. По мнению Б.О. Долгих, он б ы л заимство ван нганасанами у эвенков [21, с. 323]. Возможно, этот миф нганасаны
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2