Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)

Сопоставление мифов и преданий долган показывает, что это разные жанр ы их фольклора, отличающиеся друг от друга по структуре и функциям. В преданиях в художественной форме о т ражалась история долган, рассказывалось о борьбе за родовую территорию, о взаимоотноше­ ниях поколений, о контактах с представителями других этносов. А миф ы объясняли явления природ ы , регламентировали общественную жизнь, утверждали нормы обычного права и т.д. Долганская мифология включает в себя произведения, относящиеся к различным этапам развития человеческого общества. Наличие в фольк­ лоре долган — этноса, сложившегося в XVI II —X I X вв. н.э., древних по происхождению произведений объяснялось тем, что их культура базиро­ валась на наследии народов, бережно сохранявших духовн ы е ценности, созданные их предками. Благодаря этому, в состав долганской мифоло­ гии вошли весьма архаичные миф ы . Они восходят к тому пласту религи­ озных верований, когда человек не в ы делял себя из окружающей его природ ы , даже допускал родство между людьми и животн ы ми. В долганскую мифологию входят произведения, подтверждающие религиозные представления о наличии трех миров и существовании в них различных духов и божеств. У долган не б ы ло систематизированной мифологии о происхождении или сотворении мира, о великих богах и их деяниях. Их мифы рассказывают о случаях контактов с духами различных миров и указывают, как себя должен вести человек в этих случаях, какие могут б ы ть последствия. Среди долган имели хождение миф ы о встречах с духами, живущи­ ми в Верхнем мире. По поверьям долган, юноши из Верхнего мира могли сожительствовать с земными девушками и брать их в жены (текст 2 3 ). Есть также миф ы , которые подтверждали греховность обращения всуе к божествам Верхнего мира, в первую очередь к главе доброжелательных божеств Юрюнг Ай ыы . В публикуемом здесь мифе о сватовстве к дочери Юрюнг Ай ыы красочно опис ы вается, как излишне возгордился один князь норильских долган и решил пород­ ниться с верховн ы м божеством. Шаман исполнил просьбу князя, но в итоге этого погибли все — и князь, и его гости (текст 24 ). Подобные миф ы осуждали чванство богачей, освещали норм ы обычного права родового общества, народной этики, в числе обязательн ы х требований которой были скромность в б ы ту, соблюдение веками в ы работанн ы х традиций. Долганские мифы о посещении людьми Нижнего мира подкрепля­ ли веру в то, что обитателей ин ы х миров могут видеть только шаманы. В таких произведениях мифологическое объяснение шло от противопо­ ложного — мол, обычного человека, попавшего в Нижний мир, рядов ы е его обитатели не видят и не замечают, как и люди, котор ы е тоже не видят зл ы х духов. Пришельца обнаруживает и выпроваживает на землю шаман Нижнего мира. Подобные миф ы подтверждали то, что шаман ы "видят" зл ы х духов и только они могут изгонять их (текст 25 ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2