Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)
с естры"в тр у дн ы х случаях в ы ступает его конь (текст 1, блок 4; текст 2 блоки 13, 40, 60 и др.; текст 3, блоки 81, 82). В долганском эпосе значительное место занимают детали, относящи еся к реалиям северного б ы та и эпическому творчеству народов Севера. В героических сказаниях долган говорится, что богатыри промышляют в основном диких оленей и медведей, держат вместо собак м едведя и волка, ловят коней мамутом, притом, заметим, за "основание рогов", богат ы рь-;?бяясл/ погоняет ездового быка ( угус ) железн ы м хореем, пред назначенным для понукания оленей, богат ы ри-айя/д/ носят "узорную доху" и расшитую меховую шапку, бо г а т ыри-абзасл/ — железный сокуй и т.д. Если мамут, хорей и сокуй связан ы с тундровым оленеводством, то узорная одежда входила в комплект снаряжения главных героев эвен кийских героических сказаний [13, с. 132 — 135]. Общ и м для эвенкийского и долганского эпоса является мотив по единка девушки с будущим мужем [14, с. 257—2 6 4 ]. Наблюдается близость поэтических формул эпоса долган и эвенков. Например, в долганском героическом сказании "Три девушки — родн ы е сестры" говорится: "Вот с пяти лет твоя суженая, с шести лет твоя нареченная..." (текст 3, блок 76 ). В эвенкийском сказании " Иркисмондя-богатырь" один из героев — с ы н солнца Дергаадин говорит о Секак-красавице: "... когда мне б ы л еще один год, она должна б ы ла стать моей швеей, когда мне б ы ло два года — домохозяйкой, когда б ы ло три — суженой подругой..." [14, с. 225 ]. В долганском эпосе широко и спользуются сказочн ы е мотив ы . Так, в олонгко "Брат и сестра” прослеживаются следующие мотивы: в ы мога тельство абаасы детей у стариков (мотив "отдать то, что не знаешь сам"); предательство сестры, тайком сожительствующей с абаасы и т.д. Возможно, смешение сказочн ы х и эпических деталей связано с синкре- тичностью жанров фольклора долган. Характерной чертой долганского олонгко является идеализация жен ских образов. В эпосе роль женщин гораздо больше, чем в об ы денной жизни. В "С ы не лошади Аталамии-богат ы ре" героя вскар м ливает, наре кает именем, дает наставления лошадь-мать, а тетушка указ ы вает ему путь, снабжает доспехами. Женщина-богатырка часто превосходит геро ев в силе и мощи ("Брат и сестра”, "Три девушки — родн ы е сестры"). Важное место в долганском эпосе, как и в эпической традиции других народов, занимают повторяющиеся эпизод ы (чаще трижды), нередко употребляем ы е постоянные магические числа ( т ри, семь, во семь, девять). Основн ы ми художественн ы ми средствами в олонгко явля ются сравнения, уподобления, эпитет ы , гипербола, другие метафоричес кие и стилистические фигур ы . Для создания ритма в тексте используют ся, хотя и непоследовательно, аллитерации и ассонанс ы. Язык долганского эпоса имеет свои лексические и грамматические особенности. В отношении синтаксического строя текстов следует ука зать на свободное допущение инверсии. В долганских олонгко, как в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2