Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)

абаасьГ (текст 1, блоки 36 — 40 ); в сказании "Брат и сестра" речь идет о борьбе богатыря с абаасы (текст 2 ). Герой долганского эпоса считается основател е м рода, ему суждено д е ржать "ось среднего мира", т.е. б ы ть предком людей, их защитником от врагов (текст 1, блок 48 ). Подобное предназначение имеют герои многих эпических произведений тюркояз ы чн ы х народов и эвенков. Бога­ ты р ь -;? в долганских героических сказаниях характеризуется как человек, обладающий неимоверной мощью и колдовскими способностя­ ми. С ы н лошади Аталамии бросает поверженного врага на мерзлую землю "на глубину трижд ы девяти саженей" (текст 1, блок 52 ), сам превращается в камень, в самого слабого человека, в "девицу, от красот ы которой меркнет солнце" (текст 1, блок 36). В эпосе "Три девушки — родн ы е сестры" Золотой богат ы рь превращается в серого летнего горно­ стая (текст 3, блок 4 6 ). Он излечивает покалеченного брата, трижды плюнув на него (текст 3, блок 35). Образ богатырского коня в долганском эпосе близок аналогичному образу в эпосе тюрко-монгольских народов [12, с. 124 — 149]. Конь в долганском э посе тоже признается предком, покровителем, помощни­ ком в борьбе, мудр ы м и вещим советчиком. Так, Аталамии-богат ы рь рожден кобылой, героев эпоса "Брат и сестра" спасает лошадь, а в качестве советчика Золотого богат ы ря в эпосе "Три девушки — родные Девуш ки-до лг анки у своих чумов. Колхоз “Красный дудинец” . 1 9 4 8 г . Фото из фондов Красноярского краевого музея. ______ _______________ _ 17 Новосибирская гос. | обд. науч . библиотек а |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2