Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)
Вершиной устного народного творчества долган является героичес кий эпос, котор ы й они называют ырыалаак олонгко ( "олонгко с пес ней"). Слово олонгко в долганском языке означает повествование, рас сказ, в ы м ы сел. Оно используется у долган как составная ч асть названий фольклорных жанров: ырыалаак олонгко — героический эпос, Ьатыы олонгко — сказки. Олонгко долганские сказители исполняли, как правило, вечерами, после ужина. Описательную часть героического эпоса сказители произно сили речитативом, а песни героев пели. Причем песня каждого героя имела свою мелодию (см. музыковедческую статью). Если сказки, предания и рассказ ы мог исполнять любой долганин, то олонгко — только "избранники добрых божеств айыь } ' , особо ода ренные люди. Искусные олонгкосугы пользовались особ ы м уважением своих соплеменников, их дару приписывалась волшебная сила: счита лось, что они могут оказ ы вать влияние на ход промысла, помочь во время болезней и трудностей в жизни. Олонгкосугы в прошлом, будучи обладателями волшебного "духа слова", выполняли важную обществен ную функцию, поэтому при исполнении олонгко соблюдались особые правила. Олонгко и сказки не исполняются во время прилета гусей и миграции диких оленей, ибо образы, в ы званные вещим словом сказите ля, могут распугать добычу. "Знаменитые сказители говорят только после наступления темноты. При этом заставляли накрывать свою голову боль шим платком" [9, с. 15]. Долганы считали, что олонгкосут должен ска з ы вать олонгко до конца, если же он прерывает повествование на середине, то может сократиться его век. О мастерстве долганских олонгкосутов, о роли в их творчестве традиционного и импровизационного начал судить трудно из-за ограни ченности собранного материала. Долганские олонгко по содержанию, сюжетно-композиционному строю и основным художественно-изобразительным средствам близки к север н ы м вариантам якутского героического эпоса — олонхо. В них изобра жается оседлая жизнь, а не кочевой быт. Богатыри -айыы и их сородичи держат лошадей и коров, которых никогда не б ы ло в долганском хозяй стве, а оленеводство даже не упоминается. Герои -айыы ездят на конях, называемых общетюркским словом ат, богат ы ри -абаасы — на железном быке — утус (ср. тюрк, оцус, вгуз, ртис — бык; монг. ухэр — рогатый скот), запряженном в железные сани. Слова ат, у$ус в активном словар ном фонде современных долган отсутствуют. Изображение в долганском эпосе чуждой этносу жизни обусловлено, видимо, тем, что создавая эпические произведения, долганские сказители опирались на традиции эпосотворчества якутов. Герой долганского олонгко, как и в якутском героическом эпосе, выступает защитником племени айыы — обитателей неба и людей от посягательств богатырей-абазсдг — жителей Нижнего мира. Например, сын лошади Аталамии спасает свою невесту от домогательств "господина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2