Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)

ет на национальность, дискусси­ онно. Б.О. Долгих отметил, что тер­ мином тыл долганы называ ю т себя и соседних эвенков [1, с. 105 ]. Этот термин имеется и у я к утов, но употребляется ими не как э т­ ноним или пространственное оп­ ределение, указывающее на то, что человек или люди живут в лесу, а используется для того, чтоб ы по­ казать принадлежность субъекта к людям, осваивающим периферию, глубинку э тнокультурной провин­ ции. Антонимом данного терми­ на выступает термин дойду, в зна­ чении "центр провинции". Мож­ но предположить, что долган ы , говоря о с е бе и соседних родах эвенков как о тыа дьоно, и мели в виду, что они окра и нные, пери­ ферийн ы е по отношению к ос­ новной массе якутов и эвенков. Перв ы е учен ы е, встретившие­ ся с долганами, писали, что они говорят по-якутски [5, 6 ]. До 80-х гг. XX в. долгановед ы , в том числе и Е .И . Убрятова, признава­ ли долганский язык своеобразным диалектом якутского языка [7, с. 68 ]. В монографии "Язык но­ рильских долган" Е.И. Убрятова пришла к в ы воду, что долганский язык является самостоятельным языком тюркской группы, "в ос­ нове которого лежит якутский язык, подвергшийся значительно­ му воздействию эвенкийского во всех уровнях его строя (фонетике, морфологии, синтаксисе и лексике). И золированное развитие этого язы­ ка еще больше усилило отр ы в от языка якутского (его диалектов и особенно от современного литературного)" [4, с .З ]. Долган ы до последнего времени б ы ли бесписьменн ы м народом. Лишь в 1973 г. б ы ли разработаны основ ы долганской письменности, а в 1984 г . издан первый "Букварь". Благодаря этому, по сути отрицательному, об­ стоятельству долганский фольклор сохранял свою самобытность. К сожалению, устное народное творчество долган изучено недостаточно. Долганка в национальной одежде. Фото из фондов красноярского краевого музея.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2