Фольклор долган. - 2000. (Т. 19.)
ет на национальность, дискусси онно. Б.О. Долгих отметил, что тер мином тыл долганы называ ю т себя и соседних эвенков [1, с. 105 ]. Этот термин имеется и у я к утов, но употребляется ими не как э т ноним или пространственное оп ределение, указывающее на то, что человек или люди живут в лесу, а используется для того, чтоб ы по казать принадлежность субъекта к людям, осваивающим периферию, глубинку э тнокультурной провин ции. Антонимом данного терми на выступает термин дойду, в зна чении "центр провинции". Мож но предположить, что долган ы , говоря о с е бе и соседних родах эвенков как о тыа дьоно, и мели в виду, что они окра и нные, пери ферийн ы е по отношению к ос новной массе якутов и эвенков. Перв ы е учен ы е, встретившие ся с долганами, писали, что они говорят по-якутски [5, 6 ]. До 80-х гг. XX в. долгановед ы , в том числе и Е .И . Убрятова, признава ли долганский язык своеобразным диалектом якутского языка [7, с. 68 ]. В монографии "Язык но рильских долган" Е.И. Убрятова пришла к в ы воду, что долганский язык является самостоятельным языком тюркской группы, "в ос нове которого лежит якутский язык, подвергшийся значительно му воздействию эвенкийского во всех уровнях его строя (фонетике, морфологии, синтаксисе и лексике). И золированное развитие этого язы ка еще больше усилило отр ы в от языка якутского (его диалектов и особенно от современного литературного)" [4, с .З ]. Долган ы до последнего времени б ы ли бесписьменн ы м народом. Лишь в 1973 г. б ы ли разработаны основ ы долганской письменности, а в 1984 г . издан первый "Букварь". Благодаря этому, по сути отрицательному, об стоятельству долганский фольклор сохранял свою самобытность. К сожалению, устное народное творчество долган изучено недостаточно. Долганка в национальной одежде. Фото из фондов красноярского краевого музея.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2