Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
Оаонхосут различал песни скорее по общему характеру их звучания и функции в развитии сюжета, чем по внутреннему строению напевов. Герои -айыы поют у него алгысы (баагопожеаания и напутствия), боев ы е песни (охсуЬар ырыата), песни-каятв ы (андагар). Сказитеаь упоминаа также песню сватовства, которую доажен б ы а петь Харыаджыааан Бэр гэн. От аица женщин звучат не тоаько алгысы и паачи, но и песни-на- ставаения, иногда женский персонаж в ы ступает в качестве вестника (старушка Симэхсин). Алгысы и наставаения, но на совершенно особый напев поет шаманка -абаасы Уот Чоабоодой. Богат ы ри Нижнего мира имеют свои боев ы е песни и песни-представаения (албын ырыата). Есть в данном оаонхо также песня-оскорбаение, становящаяся причиной первого конфаикта. Женщины-абаасы испоаняют песни самовосхв а ле ния иаи нетерпения. Однако это, по-своему верное, разделение песенн ы х эпизодов оаонхо по сюжетной функции аишь отчасти находит подтверждение в ме- аодико-интонационном вопаощении каратаевского эпоса. Сами же на певы этих песен как впоане опредеаенн ы е и разаичающиеся мелоди- ческие образования, будучи достаточно универсааьн ы ми и емкими, спо собн ы нести самое разное эмоционааьно-образное содержание. И вместе с тем они склад ы ваются в относительно стройную и завершенную музыкально-интонационную систему. В.O. Каратаев стремился пополнять мелодический арсенал олонхо. Вовсе не просто б ы ло найти нов ы й напев, который бы органично вписы вался в устоявшийся образно-музыкальный мир якутского эпоса. По свидет е льству олонхосута, мотив духа-хозяйки долин ы (нотн ы й при мер 11, грампластинка, 2-я сторона, № 2) возник в его сознании, когда он ехал верхом на коне. С этим обстоятельством, вероятно, в какой-то мере можно связать некоторые особенности напева — постоянные тре моло перемежаются в нем с нераспетыми слогами (певец обозначил такую манеру пения в ы ражением "дъигиһитэн ыллыр"). Казалось б ы , напев можно считать результатом индивидуального творчества олонхо сута, но, если присмотреться внимательнее, точно так же поют абаасы- богат ы ри в некотор ы х северно-якутских олонхо . В сходной манере многие олонхосуты передают пение шаманов (ойуун кутуруута ), если последние входят в число действующих лиц их олонхо. Таким образом, любое нововведение в олонхо оказ ы вается удачным лишь при тесной связи с вековыми традициями. Но даже когда сам олонхосут наз ы вает источник своих мелодических заимствований, напев, перенят ы й им у другого певца, всегда оказ ы вается существенно пе- реинтонированн ы м, а иногда и трудно узнаваем ы м. Так, очевидно, про- *См. песню бо г атыря Нижне г о мира в фонографической записи, сделанной в 1901 г . В.И. Иохельсоном на Колыме [4, с. 23—24). Примечательно, что терминами " дъигиһитии ", "дъигиһитэн ыллааһын!' ("вибрирующее пение") характеризуется стиль исполнения всех без исключения музыкальных фрагментов в долганских поющихся олонхо [Алексеева Галина. Истоки долганского музыкального фольклора / / Полярная звезда. — 1991. — № 6. — с. 168)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2