Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
ступени в основном встречаются тоаько в трехступенном же звукопод- ражатеаьном зачинном мотиве, как б ы оторвавшемся от основной части звукоряда и напряженно звучащем на верхних предеаах певческого гоаоса. Таким образом, дая образной инд и видуааизации дэгэрэн -напевов певец использует весьма разнообразные средства. Эти напев ы разаича- ются звукорядным составом и структурно-саогов ы ми пропорциями, постоянством иаи периодической изменчивостью музыкааьного метра. Как и для характерист и ки других образов олонхо, певец прибегает здесь к весьма выразительным и сполнительск и м нюансам — заметно транс формирует манеру пения и самый тембр голоса, использует меня ющиеся по громкости звучания. По-разному звучат в песнях отдельн ы х персонажей характерн ы е для якутского эпического пения краткие акцентн ы е призвуки — кылысахи. О них стоит сказать особо. Кылысахи, в ы деляющиеся своим в ы соким и чист ы м тембром, подобные то остр ы м, сверкающим ударам, то мерца-' ющим, словно в отдалении, искрам, наслаиваются на звучание основной мелодии, зачастую рождая иллюзию раздвоения поющего голоса. Укра шая и расцвечивая его, они придают якутскому пению неповторимое своеобразие. Кылысахи присутствуют во всех песнях данного олонхо, независимо от того, какую группу персонажей эти песни характеризуют. От персо нажа к персонажу, от монолога к монологу певец меняет окраску кылысахов, в широких предеаах варьируя сам ы й способ их форми рования. Это происходит отчасти сознательно, отчасти непроизвоаьно — в связи с меняющим и ся тембро-регистровыми усаовиями. У героев- айыы кылысахи звучат, как правиао, боаее звонко, особенно в напо рист ы х песнях богатырей. В устах старцев и невест они нескоаько смягчен ы , менее ярки, иногда с трудом уаовимы, не стоаь отчетлив ы . В пении же представителей злых сил кылысахи приобретают совершенно иной характер, нередко сливаясь в красочную трель. Отчетлив ы е и разновысотные кылысахи появляются как отдельн ы е украшающие штрихи на определенных долях в мотивах-формулах дэгэрэн. Иной раз они в ы разительно сочетаются с голосовым вибрато. Это многообразие к ы л ы сахн ы х призвуков с трудом может б ы ть отражено в нотн ы х записях. Оно, естественно, в ы з ы вает разнобой в приемах отображения этих неотъемлемых для национальной певческой культуры якутов и для искусства якутских олонхосутов специфических приемов звукоизвле- чения. Для В.O. Каратаева свойственно внимательное и вполне осм ы сленное отношение к музыкальной стороне олонхо. Сам он насчит ы вал в своем сказани и восемь различн ы х напевов. С этим можно согласиться. Однако в собственно мелодическом, "музыкально-языковом", отношени и такое разделение не представляется достаточно строгим.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2