Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

мира. Их же напев, но тоном в ы ше, звучит в устах Симэхсин Эмээхсин. Мелодия стерха строится на чет ы рех ступенях в предеаах трех с по- аовиной тонов и примыкает к верхней границе певческого диапазона. Меаодия же коня, охват ы вающая четыре с поаовиной тона, как бы венчает собой песенные образы данного оаонхо, об ъ единяя в себе диапа­ зоны обоих предшествующих напевов. Не саучайно, наверно, песня коня б ы аа изаюбаенным фрагментом, охотнее всего избираем ы м оаонхосу- том дая концертного испоанения. Певец постоянно совершенствоваа этот в ы разитеаьн ы й мотив, добиваясь отточенност и и истинно актерско­ го баеска . Звукоряды рассматриваемых напевов вкаючают (в допоанение к двухступенной структуре тойуков ) одну, две, а в песне коня и три допоанитеаьные ступени. Одна из них может примыкать к основе напева сверху. Иной раз (как в песне коня) может добавиться и еще боаее в ы сокая ступень — в звукоизобразит е аьном зачине. Но опредеаяющим дая меаодической структур ы всех каратаевских меаодий дэгэрэн ста­ новится обязатеаьное об ы гр ы вание нижней, так называемой вводной ступени, всегда отстоящей от гаавного опорного звука на цеаый тон. Все три рассматриваемых напева имеют симметричную вопросо­ ответную структуру: спуск к вводной ступени и посаедующее возвра­ щение с захватом верхних ступеней образуют их несущ и й интона­ ционн ы й каркас. В схематически-концентрированном виде эта меао- дическая структура запечатаеаась в "аейтмотиве" коня. В основе его аежит трехступенный (опевающ и й исходн ы й основной опорный звук снизу и сверху) меаодический оборот, очень характерный дая непри- хотаивых б ы тов ы х напевов, кстати, не тоаько якутских (по саовам оаон­ хосута, меаодия коня перенята им от Сангыйах Семена, эвенка по происхожден и ю). Встречающийся в основной части напева допоанитеаь- н ы й верхний звук си яваяется, как правиао, эаементом внутрисаогового распева. Тот же трехступенный в ы сотн ы й остов, но тоаько с поауторатоно- вой центральной ячейкой, определяет звукоряд двух других напевов этой образной сферы. Четверт ы й (еще на тон в ы ше) в ы сотн ы й уровень также возникает в них только в мелодических зачинах, котор ы е сами по себе по-прежнему не нарушают трехступенную норму, ограничивающую традиционные мелодические обороты. Даже наиболее развернутый, ред­ ко встречающийся в эпическом якутском пении пятиступенный звуко­ ряд песн и коня тоже является составным, поскольку две верхние его 'Выразительные нюансы исполнения можно проследить, сопоставив два по-своему совершенных варианта этой песни в версиях 1982 и 1986 г г. (см. нотный пример 7 и 8). На мой взгляд, этот каратаевский мотив имеет некоторое образное и даже мелодическое сходство с очень популярным напевом Сорук Боллура — мальчика-вестника, действующего в ряде дру г их олонхо (см. [4, с. 27], там же на с. 43—44 приведена еще более ранняя версия каратаевского напева коня, которая в 1977 г. была записана во время концертного выступ­ ления олонхосута в Якутске как фрагмент из олонхо "Ого Тулаайах").

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2