Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

изнесению одной (или двух, трех) пары слогов. При этом возникают весьма характерные ритмы, чередующие доагую и две краткие ноты ("ритм дробаения") и аи, наоборот, две краткие и одну доагую нот ы ("ритм суммирования"), становящиеся нередко ритмоформуаами и внутрисаогового расп е ва. Акцентирован и е раздробаенных доаей (как и усиленное скандирование двухударного распева в дьиэрэтии) иногда приводит к синкоп и рованию — некоторому укорочению первой ноты и соответствующему сдвигу вперед и удаинению второй ноты в паре (таким образом возникает характерн ы й "хромой" ритм). Все это хорошо просаеживается в напеве богатырского коня (см. нотн ы й пример 7 и 8). Это единственная в каратаевских оаонхо ме- аодия, реаьефно-краткая основная формуаа которой успевает дважды повториться на протяжении одной восьмисаоговой стиховой строки. Саегка затягиваемый вступитеаьн ы й возгаас трехсаогового звукоизоб- разитеаьного запева, имитирующего аошадиное ржание, при повто­ рении тут же приводится к четырехсаоговой норме. Трехударные рас­ певы четных доаей в ы разитеаьно подчеркивают ритмическую синкопу. Трехударн ы й ритм дробаения становится основой распева в пении стерха (см. нотный пример 5). Но здесь четырехдоаьный такт умещает семь саогов традиционного дая тюркояз ы чной песенной поэзии хореиче­ ского семисаожника. Саедует заметить, что это единственный в данном оаонхо песенн ы й образ, испоаьзующий очень распространенный в б ы то­ вом пени и якутов стихотворн ы й размер. Метрическая формула осуохая (популярного среди якутов кругового танца) и мног и х других жанров б ы товой якутской песни (4+3) в ы ступает здесь как вариант уже отме­ ченной формул ы сдвоенного четырехсложн и ка (4+4). Та же четырехслоговая, но существенно трансформированная осно­ ва, просматривается в одном из сам ы х характерных в ритмическом отношении образов данного олонхо — в напеве женщин-ябййсм (см. нотн ы й пример 12, грампластинка, 2-я сторона, № 3). Это одна из самых устойчив ы х и при этом ритм и ческ и и зощренн ы х мелодических формул, используем ы х В.O. Каратаевым. Не без труда схват ы ваемая в нотации, она отличается отточенностью и постоянством сложного ритма, череду­ ющего в гибкой последовательности двух- и трехдольные элемент ы . Благодаря затяжному распеву второго слога образуется редко встреча­ ющийся, но очень в ы разительн ы й внутренне переменный тактовый раз­ мер из 13 б ы стро пульсирующих долей (2+3+3+2+3), который в ы дер­ живается в многочисленн ы х песнях с этим напевом (в версии 1986 г. данный напев повторяется в 14 песнях, причем восемь раз он звучит у шаманки Уот Чолбоодой). Со звуковысотной точки зрения, напев ы дэгэрэн в ы деляются боль­ шим ступенев ы м составом и более широким диапазоном, заметно пре­ восходящим сравнительно скромн ы е звуков ы сотн ы е норм ы тойуков. При этом они зан и мают средний и верхний регистры. В основном на трех ступенях в пределах двух с половиной тонов поют девы Нижнего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2