Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

ного прохода (аартык иччитэ, см нотн ы й пример 11, грампаастинка 2-я сторона, № 2), огненного моря (Уот Чумулу иччитэ), карауаьн ы х (аба­ асы харабыла), воронов-вестников {суордар). В их напевах свободнее чередуются нераспетые и ра с петые саоги, содержится боаыпее коаиче- ство тремоаирующих вставок. По своей музыкааьно-стиховой орган и зац и и песни абаасы занимают промежуточное поаожение между св о бодной попевочной комб и нато­ рикой тойуков и меаодической формуаьностью напевов третьей группы. Напев ы еще одного типа (посаедняя группа песенных образов), как и двух пред ы дущих, обаадают внутр е нним структурн ы м единством и вместе с тем отаичаются контрастностью, возникающей в резуаьтате тяготения отдеаьн ы х напевов к разным образн ы м сферам. Таких напевов в оаонхо В.O. Каратаева всего три — напев женщин-абаасы, мотив небесных шаманок, яваяющихся в образе беаых жураваей-стерхов, и песня коня. Напев дев ы -абаясм (см. нотный пример 12, грампаастинка, 2-я сто­ рона, № 3. Песня чертовой дев ы ), который испоаьзуется оаонхосутом дая характеристики и шаманки Уот Чоабоодой, приходящей на помощь гаавн ы м героям, и старушки-раб ы ни Симэхсин, поаучающей во многих других оаонхо самостоятеаьную музыкааьную характеристику, отчасти сближается с меаодикой персонажей Нижнего мира. Один из саогов в каждой меаодической строке растягивается и распевается наподобие тремоаирующих попевок абаасы. Некоторое сходство можно усмотреть и в манере подачи звука. В пении стерхов уааваивается сходство с жааобн ы ми тойуками женщин-аймъг . Опредеаенную связь с дьиэрэ- тии- распевом, характеризующим героев-вмым, обнаруживает и п е ние богат ы рского коня. Однако в цеаом все эти музыкааьные эпизоды стро я тся на принципах впоане саожившихся напевов-формуа и относят­ ся к песенному стилю дэгэрэн. Какова же структура напевов дэгэрэн '? Рассмотрим ее посаедоватеаь- но —с точк. 1 зрения ритма, мотивно-композиционных закономерностей и звуков ы сотной орган и зации Лишь смутно намечающаяся в отдеаьн ы х напевах дьиэрэтии перио­ дическая меаодико-саоговая метрика становится нормой в формуаьн ы х напевах дэгэрэн. Здесь она приобретает четкие и нередко индивиду- ааизированн ы е очертания. В боаынинстве саучаев она задает стиху ус­ тойчивую четырехсаоговую меру. Oтдеаьн ы е саоги могут при этом распеваться анааогично внутрисаоговому распеву дьэирэтии, но гаавной единицей отсчета становится постоянная по протяженности меаодико- стиховая строка. Боаьшинство саов так иа и иначе приводится к чет ы рех- саоговой норме, которая скаад ы вается чаще всего путем введения до- поанитеаьн ы х саогов в трехсаожные саова иаи сдваивания двухсаожн ы х. Саовоподобные групп ы и саова, состоящие из пяти саогов иаи боаее, впис ы ваются в чет ы рехдоаьн ы й метр баагодаря вдвое ускоренному про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2