Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

провизацию, построенную на все том лее тойуковом распеве, но в ы деля­ ющуюся своим повышенным тонусом и предельной ясностью и ярко­ стью в ы раз и тельн ы х приемов. Темой закаючитеаьного тойука В.O. Ка­ ратаев несаучайно избирает восхвааение родных мест (маао что другое может сиаьнее воодушев и ть якутского певца-импровизатора). В отличие от всех предыдущих песен закаючитеаьн ы й тойук поется от лица самого оаонхосута. Своим чеканн ы м р и тмом, построенн ы м на систематичес­ ком чередовании двух- и одновысотных хореических попевок итоговая песенная импровизация заметно в ы деаяется среди сходных с ней по структуре моноаогов эпических богатырей и в этом отношении сближа­ ется с четко ритмованными современными концертн ы ми тойуками, этааоном дая которых стаа традиционный виаюйский распев, повсеме­ стно распространившийся баагодаря сааве в ы дающегося эпического пев­ ца С.А. Зверева. В противовес тойуковым напевам аш>ш-героев, с гоаосами котор ы х оаонхосут непроизвоаьно сбаижает звучание собственного гоаоса, музы- кааьные характеристики представитеаей враяедебного мира требуют от него весьма саожной техники гоаосового перевоплощения*. Высотный диапазон в песнях отрицатеаьных персонажей в оаонхо В.O. Каратаева также сравнитеаьно неширок. Пение абаасы в основном в ы держано в средней тесситуре, и этим оно заметно отаичается от песен соответст­ вующих персонажей у других оаонхосутов, котор ы е нередко в ы бирают для устрашающих противников главн ы х героев более низкий регистр. Однако эмоциональн ы й тонус этого рода песен весьма напряжен, и в связи с этим интервальное "раскрытие" звукоряда, в основном также двухступенного, в данном типе песен достаточно велико. При этом характерной является нарочитая высотная приблизительность, "иска- женность" интонирования, подчеркивающая гротесков ы й характер об­ разов. Ту же цель преследует намеренное огрубление тембра, сопровож­ даемое угрожающей мимикой. В перв ы й же момент обращают на себя внимание грозно пропетые вступительн ы е восклицания тип а "Ар-дьаа- лы, аарш ?патай! " и др. (см. нотный пример 6, грампластинка, 1-я сторона, № 4). В песнях богат ы рей Нижнего мира и близких к ним персонажей, как правило, сочетается подчеркнуто речитативное двухв ы сотное скан­ дирование (по принципу "слог — нота") с усложненным тремолиро­ ванием, как б ы утрированн ы м "расшатыванием" отдельн ы х слогов. Каж­ дая мелодическая строка, содержащая произвольное количество слогов, включает чаще всего один-два сложно распет ы х слога. Сходн ы м образом организовано пение других недобрых персонажей — духа-хозяйки гор* ^ В вышедшей недавно книге Г.Г. Алексеевой "От фольклора до профессиональной музыки (Якутск, 1994, с. 78—79) этот тип интонирования в олонхо характеризуется как "пародийное пение наизнанку" (тиэрэ хоЪуйан ыхмаһын).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2