Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
женским персонажам — их основной тон поднят до звуков ля — си-бемоль . Еще в ы ше — у крайних границ певческого диапазона звучит песня Аан Ааахчын Хотун — духа Священного дерева. Таким образом, все песни дймм-персонажей, испоаняем ы е в едином эпически-распевном тойуковом стиае, достаточно аегко опознаются по своему в ы сотному поаожению и по относитеаьной ширине интервааь- ного шага. Они группируются в три пр и м ы кающ и е друг к другу и переходящие одна в другую регистров ы е зон ы — от пения старцев к гоаосам эпических богатырей и дааее — женских образов. Сам оаонхо- сут скаонен б ы а относить песни трех этих групп персонажей к раз- аичн ы м напевам. И действитеаьно, дая этого существуют некотор ы е основания, котор ы е можно обнаружить при боаее гаубоком ритмо-ком- позиционном анааизе меаодико-стихов ы х структур. В частности, в пес нях гаавн ы х героинь (преимущественно это песни-жааоб ы , песни-паачи) просаеживается тенденция к образованию чет ы рехсаогов ы х меаоди- ческих групп, в котор ы х одновысотные попевки обрамаяются двухв ы сот н ы ми. Подобные группы порой о бъединяются по две (иаи даже по три), в результате чего возникает регуаярная стиховая строка, сбаижающая эти песни с формуаьными напевами дэгэрэн. Данную тенденцию можно набаюдать, например, в прощальной песне Тунааыкаан Куо, особенно в наибоаее в ы разитеаьном варианте 1982 г. (см. нотн ы й пример 13, стр. 4, 6, 9, 10). Кстати, саедует отметить боаьшое сходство (впаоть до тексту- ааьных совпадений) обоих вариантов этой песни с жааобн ы м тойуком Сир Саб ы йа Баай Хотун в версии 1986 г. (ср. нотн ы е примеры 4 и 14). Подобной регуаярности в метрической организации строк нет в моноаогах гаавных богатырей-амьш. Их пению свойственна свободная смена саогов ы х групп с сохраняющейся тенденцией к в ы деаению начааь- н ы х и конечн ы х попевок в саовах, состоящих из разного коаичества саогов. В каратаевском оаонхо особое место занимает закаючитеаьная "Ку- турук сааайар ы р ы ата" ("Песня, направаяющая конец", нотн ы й при мер 15, грампаастинка, 2-я сторона, № 6). Согаасно поверью, она доажна обмануть соревнующуюся с певцом нечистую сиау и закрепить победу над ней удачаивого оаонхосута. Такие песни до сих пор не вкаючааись в пубаикуемые сказания, и бо рассматривааись как в ы ходящие за преде лы законченного сюжета олонхо. Однако в эмоционально-образном пла не они служат прекрасн ы м завершением по существу ритуального ис полнения героического эпоса и фактически становятся его итоговой кульминацией. Радостное воодушевление по поводу благополучного окончания многотрудного действа рождает спонтанную эпическую им*На этой же высоте и точно в той же манере исполняется песня шаманки Нижне г о мира Уот Чолбодоой, предстающей перед героем в облике его жены. Кстат и , это единствен ный в данном олонхо случай мелодического перевоплощения. Во всех других ситуациях, когда персонажи каратаевского олонхо меняют свой внешний облик, характеризующий их напев остается неизменным, отражая действительную сущность героя-оборотня.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2