Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

котор ы х певец избирает крайние — верхний и нижний — регистр ы своего диапазона. Возможно, это отчасти связано с естественн ы м дая этих напряженных регистров сужен и ем расстоян и й между опорн ы ми уровнями. Боаее яркую окраску испоанение приобретает, когда певец переходит к чуть боаее широкому интервааьному шагу в песне Сир Сабыйа Баая Тойона (см. нотный пример 10) иаи избирает этот же промежуток для свое г о вдохновенного заключительного тойука (см. нотн ы й пример 15). Поауторатонов ы й ход яваяется основн ы м в музы- кааьн ы х в ы сказ ы ваниях богатырей-йймм, котор ы е В.O. Каратаев испоа- няа, испоаьзуя среднюю часть своего гоаосового диапазона. Вокруг этого интервааа "вращается" боаыпинство песен, связанных с основн ы ми геро­ ями оаонхо — Эр Соготохом и его с ы новьями. Лишь в особо э моционааь- н ы х моментах действия меаодический ход расширяется до двухтоново­ го. Так б ы ао, например, в песне-каятве Эр Соготоха, завершавшей пер­ в ы й круг богат ы рских подвигов в версии 1982 г. Одновременно с раз- движением интервааьного шага может постепенно пов ы шаться и общий строй напева, что отмечено, например, в отдеаьн ы х песнях Кёмюса' К ыы р ы ктая. В песенных эпизодах оаонхо В. Каратаева суммарный, общий их диапазон достигает октав ы — от звуков примерно соответствующих ре — ми-бемоль мааой октав ы до ре первой (есаи не учитывать в ы соту кылысахов, о котор ы х речь пойдет отдеаьно). Центрааьной, наибоаее употребитеаьной в ы сотой яваяется, очевидно, звук соль мааой октавы, соответствующий, вероятнее всего, наибоаее естественному дая певца так наз ы ваемому примарному тону. Не саучайно именно на этой в ы соте чаще всего звучит сказовая речитация оаонхосута. Помимо того, пять из семи песен Эр Соготоха — гаавного героя оаонхо, а также значитеаьная часть других песен рассматриваемой версии сказания так иаи иначе ориентированы на этот же исходн ы й уровень (две остааьн ы е песни Эр Соготоха звучат на поатона иаи тон ниже). Поскоаьку свободная комбинационно-попевочная техника дъиэрэ- тии не дает в ы сотно оформаенного резуаьтата в виде закрепаенного в сознании, индивидуааизированного меаодического образа и поскоаьку эта техника по существу едина дая всех айыы — персонажей оаонхо, постоаьку гаавн ы м фактором их образной дифференциации становится в ы сотно-регистровое поаожение (тесситура) напева и отчасти рассто­ яние между его основн ы ми чередующимися опорн ы ми ступенями (ин- тервааьн ы й шаг). Самая низкая ("басовая") тесситура уже б ы аа отмечена в песне Сир Саб ы йа Баая Тойона. Чуть в ы ше испоаняется песня Юрюнг Аар Тойо­ на — ваадыки Верхнего мира. Песни трех гаавных богат ы рей-аймм опираются на звуки фа, фа-диез и соль, причем моноаоги с ы новей Эр Соготоха об ы чно поются нескоаько в ы ше и основ ы ваются на боаее широком интерваае. Примерно в той же тесситуре поет Уот Дугуй — богат ы рь Верхнего мира. В ы сокий регистр отв е ден, как б ы ао сказано,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2