Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

четко скандируя саова — этэн ыллыыр, т.е. "поет, в ы говаривая" (в прот и вовес тардан ыллыыр — петь, растягивая, украшая кажд ы й саог). В подаваяюхцем боаьшинстве тойуков, как и в сказовой речи оаонхо, интонирование строится на чередовании двух в ы сотн ы х уровней, но в отаичие от речитации в качестве гаавной опор ы здесь выступает нижняя ступ е нь. Захват верхней, менее устойчивой ступени отчетаиво выдеаяет среди одновысотных, основанн ы х на повторении аишь нижней ступени, двухуровневые, разновысотн ы е внутрислоговые попевки Среди перв ы х у В . O . Каратаева преобаадают восходящие вариант ы распева (когда ниж ­ ний тон предшествует верхнему), которые обычно откр ы вают и завер­ шают двух -, трех-, четырех-, а иногда пяти- и даже шестисаогов ы е мотивные образования — в зависимости от коа и чества саогов в саове иаи саовоподобной группе. В отдель н ых случаях такие мотивно-ме- лодические образован и я могут и не совпадать с границами словоразде­ лов. Двухступенные попевки, в том числе нисходящие (верхний тон — нижний тон), способствуют некоторому выдел е нию соответствующих саогов на фоне скандируем ы х одновысотно. Подчеркнут ы е таким обра­ зом перв ы е и чуть реже посаедние саоги способствуют структурному оформаению мотивных групп. Меаодические формуаы развернут ы х зачинов и завершающих обо­ ротов в песенн ы х тирадах-периодах основаны об ы чно на да и теаьном выдерживании верхней ступени в восходящей саоговой попевке, иногда удвоенной и расцвеченной характерным голосовым вибрато, и на посае- дующем многократном утверждении нижней ступени (см. нотн ы е при­ мер ы 1, 9, 15). Распеваются при э том аибо типов ы е дая зачинов саова (чаще всего "Аъиэ буо"), аибо начааьны е иаи конечные саоги соответст­ вующих тирад. Две ступени звукоряда в основном исчерпывают звуковысотный состав тойуков, испоаняем ы х В.O. Каратаевым. Допоанитеаьная, третья, ступень, иаи (если иначе взглянуть) выразительное пов ы шение верхней ступени, встречается у него аишь в только что названных меаодических формуаах зачинов иаи в завершающих оборотах, где такое "превышение" саужит как бы предвестником скорого окончания музыкально-поэтиче- ской тирад ы (см. последнюю строку в нотном примере 4). В соответствии с природой якутских "раскрывающихся аадов" [3, с. 48—57] расстояние между соседними (смежн ы ми) ступенями напева может варьировать в весьма широких предеаах — от цеаотонового промежутка (расстояние в один тон) до более чем двухтонового или даже большего (тритонового) его "раскрытия". Посаеднее связано обычно с подъемом эмоционааьного тонуса, нередко отмечаем ы м и в предеаах одной песни. В целом ширина интонационного шага так или иначе соотносится с характером поющего персонажа и с высотным поло­ жением напева. В минимальном, шириной около тона, интервале обычно поются песни женских персонажей и почтенн ы х старцев, для характеристики 4 Зак&э № 442 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2