Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
Границы развернут ы х песенн ы х периодов отмечаются особ ы ми ка- денционными (заключитеаьными) меаодическими оборотами, в кото р ы х распевается один иаи нескоаько саогов посаеднего стиха (см. окон чания нотн ы х примеров 4,10 ,13 ,14). Начаао же песни и начала некото р ы х ее последующих тирад откр ы ваются широкими мелод и ческими зачинами, основанн ы ми на распеве характерных вступ и теаьн ы х слов- возгаасов, настраивающих саушатеаей и самого певца, а также нередко дающих обобщенное представаение о соответствующем персонаже и его эмоционааьном состоянии (см. также нотн ы е пример ы 5, 6, 9, 12, 15). В оаонхо разаичаются три способа организации песенной ткани, основанн ы е на разаичном соотношении музыкально-слогового ритма, в ы сотного контура и тембровых характеристик. Соответственно этому поющиеся эпизод ы каратаевского олонхо могут б ы ть отнесен ы к трем типам пения, иногда в ы ступающим во взаимодействии. К первому типу пения относятся по существу все монологи пред ставителей доброго начала (сфера айыы). Песн и этих персонажей, в каких бы ситуациях они не находил и сь и какой бы группе героев не принадлежали, являются разновидностью тойуков — развернут ы х му- з ы кально-поэтических импровизаций характерного для якутских народ н ы х певцов эпического стиля дьиэрэтии ырыа*. Фактически этот способ пения представляет лишь отчасти мелодизированн ы й вид поющейся поэзии. В структурном и интонационном отношениях он не диффе ренцируется по персонажам и связывается в восприят и и слушателей с обобщенн ы м представлением о возвышенно-героическом высказывании. Определяющим структурн ы м признаком тойуков и, следовательно, всей этой сфер ы образов является более или менее систематический внутрислоговой распев с постоянной (как на Вилюе) и ли постоянно обновляющейся (как в приленских улусах) ритмоинтонационной фор мулой. Этот способ пения факт и чески превращает кажд ы й слог в едино образную или свободно в ы рьируемую, нерегулярную метрическую стопу и в связи с этим может б ы ть назван сл о гостопным . Распетая таким образом речь становится метрически строго упорядоченной, независимо от количества слогов в поэтической строке. Собственно, стихом такая речь является лишь будучи пропетой. Важно подчеркнуть, что подобн ы й мелодический распев не только не ограничивает поэтическую фантазию сказителя, но, напротив, способствует ее раскрепощению. В соответствии с вилюйской певческой традицией олонхосут из бирает для тойуков наиболее простой и устойчивый способ внутрисло- гового распева — двойную равномерную пульсацию каждого слога. В отличие от центрально-якутской тойуковой традиции, отличающейся многообразием и нередко усложненностью формул распева, певец поет, * ^ По слож и вшейся в якут с ком музыковедении традици и принято противопоставлять этот стиль с тилю дэгэрэн ырыа — мелодическому пению, основанному на индивиду ализированных формульных напевах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2