Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
Вторая разновидность речитативных тирад — каскадообразная — основ ы вается на постепенном, но впоане заметном в ы сотном споазании, нередко охват ы вающем очень широкий, чуть аи не октавный (иногда и нескоаько боа ы пий) диапазон. Двухопорная в ы сотная структура ре- читации с боаее реаьефной верхней ступенью при этом сохраняется. Сохраняются и принцип "саог—нота" и частое ритмическое выдеаение начааьного саога в стихе. Хорошим примером подобной нисходящей тирад ы может саужить связка-переход между песнями богатыря Ниж него мира Буора Кудустая и богат ы ря -айыы Кёмюса К ыы р ы ктая (нот н ы й пример 2). Соответствующие в ы сотн ы е разновидности речитации набаюдаются и в кратких, произносим ы х говорком "ремарках", закаючающ и х, как правиао, песенн ы е эпизод ы оаонхо. Эти в ы разитеаьн ы е репаики-посаес- ловия олонхосут произносит аибо на в ы держанном и нередко подчерк нуто в ы деаенном верхнем опорном уровне (см. окончание сравнитеаьно короткой песни девы -абаасы — нотн ы й пример 12), аибо на охват ы ваю щем широкий диапазон ниспадающем контуре. Иааюстрацией посаед- него саучая может саужить окончание песни Юрюнг Ай ыы Тойона (нотный пример 3). Средняя протяженность речитативных тирад, вкаючающих иногда до 20 стихотворн ы х строк и боаее, коаебается в предеаах от 15 до 30 секунд (в некотор ы х саучаях чуть боаыпе). Это опредеаяется двумя основн ы ми факторами: веаичиной развернутого синтаксического пе риода и естественн ы ми предеаами испоанитеаьского д ы хания. Гаавн ы м при этом яваяется ощущение относитеаьно завершенного интонацион ного периода. Есаи же сказитеаю не хватает д ы хания при произнесении чрезмерно развернутой эпической тирад ы , он может, не нарушая ее интонационного единства и стараясь не приваекать к этому внимания, б ы стро и незаметно обновить его. Гаубокая же, интонационно подчерк нутая ниспадающим сбросом гоаоса пауза дая воспоанения д ы хания наступает в конце цеаостной и в см ы саовом отношении завершенной поэтической тирад ы . Именно эта интонационная передышка нередко испоаьзуется саушатеаями дая поощритеаьн ы х возгаасов. Тот же пр и нцип широкого эпического д ы хания аежит в основе композиционной структур ы боаыпинства песенных эпизодов оаонхо, независимо от того, к какому типу меаодики они принадаежат. Однако обноваение д ы хания при меаодическом пении значитеаьно чаще ощу щается как осознанн ы й в ы разитеаьн ы й прием, а не как непроизвоаьное воспоанение запаса воздуха. Как правиао, певец берет д ы хание, испоаь- зуя естественн ы е чаенения меаодических фраз, соответствующие меж- стихов ы м цезурам, хотя иной раз смена д ы хания может произойти и посреди фраз ы . Саедует, очевидно, разаичать два вида обноваений д ы хания: внутритирадное, обычно маскируемое певцом, и интонац и онно знач и мое, подчеркивающее окончание музыкааьно-поэтических перио дов (оба вида д ы хатеаьн ы х смен обозначаются в приводим ы х нотациях).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2