Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
саова нередко в ы деаяются баагодаря продаению посаедних саогов. Че- тырехсаожн ы е саова иногда приводятся к трехдоаьной норме с по мощью раздробаения одной из метрических доаей. Изредка встреча ющиеся пятисаожные саова могут приобретать ш естидоаьн ы е (3+3) очертания (в резуаьтате удвоения одной из гаасн ы х). Помимо того нередко ритмически в ы деаяются смысаовые акцент ы , что хорошо видно в уже отмеченной нотации зачина, в начаае которого активно под черкиваются односаожные чисаитеаьн ы е (нотн ы й пример 1, стр. 1—3) . Эпический речитатив оаонхо строится по принципу 1 саог — 1 нота. Внутрисаогов ы е распев ы встречаются как отступаения от правиаа, они аишь изредка раскр ы вают дифтонги иаи приходятся на доагую гаасную (по нормам якутской орфографии такая гаасная передается сдвоенной буквой). Несмотря на сказовое произнесение, в речитативе довоаьно от- четаиво просаушивается опредеаенная звуков ы сотность, что позвоаяет усаовно нотировать его основн ы е контур ы . Звуковысотно речитативы строятся на двух ступенях-опорах. В сказ ы вании В.O. Каратаева ббаьшая опредеаенность отаичает верхнюю ступень, нижняя лее опора боаее подвижна. Расстояние между ступенями трудно уловимо на слух, но чаще всего колеблется в промежутке от полутора до двух тонов. Особен ность нижней ступени такова, что она как бы постоянно подтягивается к верхней, глиссандоподобно "въезжает" в нее (в этих случаях обычно ста новятся возможн ы ми изредка встречающиеся внутрислогов ы е распевы). По своим в ы сотн ы м очертаниям речитативные тирад ы олонхо при надлежат к двум разновидностям. Их молено разделить на платоподоб ные, строго выдерживающие единый в ы сотн ы й уровень, и каскадоподоб ные, плавно понижающиеся по мере убывания взятого д ы хания. Первая разновидность тирад характерна для развернутых картинно поэтических эпизодов. На них, в частности, строится пространное опи сание стран ы олонхо. Такие тирад ы чаще звучат при описаниях жилища героя, его внешности, доспехов, богатырской поездки, встречающихся на пути местностей. Понижение в ы сот ы в платообразн ы х речитативах до пускается только в самом конце тирад как интонация "выдоха-сброса". При этом глиссандирующий сброс происходит на довольно широкий (нередко произвольно, неопределенно широкий) интервал. Вместе с тем по мере эмоционального подъема изредка молсет происходить едва заметное, очень плавное и непередаваемое в нотах пов ы шение общего строя (на очень протяженном участке и об ы чно не более, чем в пределах полутона). *Почти все приводи м ые в данном издании нотные образцы относятся к версии 1986 г., что, помимо соотнесения их со звучанием г рампластинки, дает возможность убедиться в импровизационной природе искусства олонхосута, изменяющего, нередко вопреки собст венной установке на точный повтор, даже наиболее, казалось бы, канон и зировавшиеся моменты, вплоть до традиционных эпическ и х зачинов (ср. данный пример с текстом зачина в версии 1982 г. в основной части публикации).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2