Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
В.O. Каратаев б ы а одним из посаедних активн ы х хранитеаей этой музыкааьно-поэтической традиции Его искусство, запечатаенное в не- скоаьких записях, отаичается не тоаько в ы соким сказитеаьским, саове- стно-поэтическим даром, но и свободн ы м ваадением системой музы- кааьно-поэтических средств, обязатеаьн ы х дая истинного оаонхосута. С этой точки зрения его эпическое творчество достигает того уровня художественного профессионааизма, который б ы а свойствен аучшим представителям устной музыкааьно-поэтической культур ы . Профессиональное умение оаонхосута подразумевает свободное вла- дение двумя основн ы ми формами звуковой реааизаци и эпоса: особой эпической манерой сказ ы вания и развитой певческой техникой. Послед няя включает не только свободно-импровизационное пен и е высокого обобщенно-героического склада, не только напевно в ы разительное пение с индивидуальн ы м мелодическим рисунком, но и особ ы е навык и темб рово-характеристического голосового перевоплощения. В этом отноше нии исполнительское мастерство В.O. Каратаева отвечало сам ы м вы соким требованиям, поскольку сказитель свободно владел всеми назван н ы м и традиционн ы ми техниками пения и гармонично их сочетал. Первое, что определяет искусство истинного олонхосута, — четко артикул и руемое и в ы сотно в ы веренное сказывание на очень широком, длительно выдерживаемом д ы хании. Не случайно утрата широт ы д ы хания, переход на б ы товую или театрально-актерскую речь — явный признак разрушения эпической традиции, перерождения искусства олонхо в повествовательно-сказочную форму или перехода к современ ной концертно-сценической его интерпретации. Сказовая речь В.O. Каратаева в ы держана в классических для олонхо канонах. Помимо эпической широт ы д ы хания она отличается весьма б ы стр ы м темпом. В этом отношении мастерство олонхосута приближа ется к искусству чаб ы ргахс ы тов — создателей и исполнителей напевн ы х якутских скороговорок. Сказитель произносит в минуту до 400 слогов и более, а в его эпическом речитативе порой насчитывается почти 500 пульсирующих долей в минуту. Такой темп задан уже в самом начале олонхо в версии 1986 г. (см. нотн ы й пример 1). Четко пульсирующая ритмика эпического сказывания отличается переменностью метрики (тактов ы х размеров) и гибкой изменчивостью внутристихов ы х акцентов. Поскольку количество слогов и слов в строке постоянно варьирует, соответствующим образом меняется и протяжен ность мелодической строки. Как правило, путем удвоения метрической доли Последнего слога ритмически в ы деляются ее начальные и конечн ы е слова. При этом начальные слова подчеркиваются значительно чаще, что, вероятно, связано с аллитерационной системой стиха, а отсутствие пауз и ритмических остановок между стихами способствует слитности в произнесении поэтической тирад ы . В музыкальной метрике эпического речитатива отмечается тен денция к преобладанию трехдольных групп. В связи с этим двухсложные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2