Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

К сожааению, по производственно-техническим усаовиям в прила­ гаемую к тому паастинку неаьзя б ы ао вкаючить фрагменты записи 1982 г. Чтоб ы избежать разнобоя между нотными текстами и звучан и ем, Н.Н. Никоааевой б ы ао предаожено заново нотировать песни, котор ы е в какой-то мере повторяаи описанн ы е образцы, а мне — привести в соответствие с новыми нотировками содержание статьи. Не все ранее отобранн ы е фрагмент ы достигааи прежнего уровня в ы разитеаьности, что нашло отражение в нотациях, а также в пересмотренн ы х резуаьта- тах их анааиза. В 1990 г. неожиданно умер В.O. Каратаев, не дождавшись в ы хода в свет своего аюбимого и многострадааьного "Эр Соготоха" . Многоаетнее и паодотворное сотрудничество с оаонхосутом б ы ао прервано, многие вопрос ы остааись без ответа. Работа над поэтическими и музыкааьным и текстами затягивааась, а тем временем начааи в ы ходить из печати другие тома с е рии, в их чисае перв ы й якутский эпический том с оаонхо "Кыыс Дэбиаийэ" и о бстоятеаьн ы м иссаедованием А.П. Решетниковой [32]. Некотор ы е соображения, высказанные в первом варианте статьи к данному тому, потеряаи актуааьность**. Надеюсь, что все это будет принято во внимание баагожеаатеа ь ным читатеаем предаагаемой статьи, из которой б ы аи искаючен ы некотор ы е момент ы , поаучившие освещение в других пубаикациях. * * Героический эпос якутов — яваение в наш век примечатеаьное. Не тоаько как обширный и откр ы т ы й ряд развернут ы х богатырских и не одних аишь богат ы рских сюжетов. Не тоаько как разветваенн ы й жанро­ в ы й компаекс, ж и знеспособн ы й до сих пор и в какой-то мере сох­ ранившийся в устной передаче вопреки многократной аомке социокуаь- турных отношений и несмотря на давнюю практику письменной фик­ сации, в том чисае музыкааьной. Оаонхо примечатеаьно прежде всего как художественно неповторимое и органичное сочетание возв ы шенно­ поэтической речи и в ы разитеаьного разнохарактерного пения. Оно дейс- твитеаьно неповторимо как музыкааьно-поэтическое яваение, обаадаю- щее своим двуединым меаодико-стиховым языком, своей развитой и саожной и вместе с тем стройной и экономной системой средств саовесной и музыкааьной в ы разитеаьности, особ ы х приемов поэтичес­ кой и меаодической импров и зац и и, тесно связанн ы х и гибко взаимодей­ ствующих друг с другом. Незадолго перед этим в Москве была сделана видеозапись первой части другого карачаевского олонхо — "Уолуйа Боотур". Кроме того, из-за утраты оригинала фонограммы 1986 г. звучание для грампластинки пришлось восстанавливать по копиям. При этом не удалось устранить некоторые погреш­ ности звучания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2