Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
в том, что он преодоаевает трудн ы й путь, заставаяет соперника отка заться от намерения жениться на Тунааыкаан Куо, а сам, пройдя исп ы тания, достигает своей заветной цеаи жен и тся на суженой и воз вращается на родину. Дааьнейшее развитие сюжета оаонхо связано с богатырством с ы но вей гаавного героя: Кёмюса К ыы р ы ктая и Хар ы адж ы ааана Бэргэна. При этом Эр Соготох остается родоначааьником паемени ураангхай саха, а с ы новья продоажают борьбу отца с па е менем абаасы. Против гаавного героя в ы ступают персонажи Нижнего мира: абаасы Таас Джаантаар Дара Буурай, Уот Урбааджын, Тёбёт Туурай, Уот Кудустай, женщины-абаас ы , жеаающ и е в ы йти замух< за богатыря-ай ыы , шаманка-абаас ы Уот Чоабоодой. Конь богат ы ря играет активную роаь в действии. Он наделен даром речи и дает добрые советы богатырям Оаонхосут своеобразной ме- аодией передает песню богат ы рского коня. В эпическом тексте об Эр Соготохе дана цеаая серия эпизодов с перевопаощением богатырей. Почти кажд ы й персонаж из аюдей-ай ыы и нечист и -абаас ы надеаен такой способностью. Так, Эр Соготох, отправ- аяясь в дааьнюю поездку, превращается в сокоаа, а когда проходит через узкий проход в преисподнюю, которую стерегут семь аьвов, он обо рачивается стреаой и проскааьзывает между ними. Его с ы н Харыаджы ааан Бэргэн принимает вид то сокоаа, то трехгранной пики. Еще чаще к оборотничеству прибегают богат ы ри-абаас ы . Этот мотив свидетеаьст- вует о том, что в данном эпическом тексте сохранены наибоаее ар хаические паасты эпоса якутов. В "Могучем Эр Соготохе" В.O. Каратаева также поано и посаедова- теаьно представаены основн ы е мотивы, характерные не тоаько дая якутских сказаний в цеаом, но и дая эпосов других тюрко-монгоаьских народов, которые тоже соединяют в себе черт ы сказочно-мифодогичес- кого и эпического повествования. Это чудесное рождение, б ы стр ы й рост, первый подвиг богатыря, поаучение богат ы рского оружия, наречение богат ы ря именем, седаание коня, сбор ы героя в путь, единоборство с противниками, запоаучение невесты, возвращение домой, похищ е ние невесты, борьба и победа над врагом и счастаивая жизнь на родине. Пубаикуемый текст имеет стихотворный строй. Вступитеаьная и описатеа ь ная части сюжета, как правило, и споаняются речитативом, а речь персонажей —песней, характерной тоаько дая этого образа. Функ цию звукового организатора стиха в ы поаняют все вид ы ааа и тераци и , синтаксический параааеаизм. Каждая строка состоит из семи-восьми, реже боаее саогов, которые тесно связан ы с напевом По сравнению с эпосами других тюрко-монгоаьских народов, якутские сказан и я испоа няются без инструментааьного сопровождения. В.O. Каратаев в поаной мере передает стиль и характер якутского песенного и скусства. Грам-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2