Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
похищена жена его с ы на Кёмюса К ы ыр ы ктая, котор ы й отправился пресаедовать похититеая. В это горестное время приб ы вает богат ы р ь — внебрачн ы й с ы н Эр Соготоха Хар ы адж ы ааан Бэргэн, котор ы й стано вится центрааьной фигурой дааьнейшего развития сюжета оаонхо. Эр Соготох признает его своим родным с ы ном и просит помочь в их беде (стр. 3981—4018). В оаонхо не раскрываются детский период его жизни, его богатырское воспитание, приобретение вооружения и боевого коня. Харыаджыааан Бэргэн предстает перед отцом как богатырь, прошедший инициацию и поаучивший богатырскую закааку. Мотив о богат ы ре, рожденном в резуаьтате связи героя с женщиной -абаасы, встречается нам тоаько в пубаикуемом тексте. Однако известен также упомянут ы й в ы ше образ Суодаабы из оаонхо "Шаманки Уоаумар и Айг ы р" — поау- челоъекя-полуабаасы, находящегося добровольно в положении прислуж- ника-раба в семье своих теток, сестер отца. Он не признан полноценным членом семьи людей-йймм, хотя заботился о своих племянниках в Их детские годы. Когда они в ы росли, Суодалба доб ы вает им жен, победив в героических состязаниях всех противников своих племянников. И только устроив жизнь племянников, он силой добивается себе самостоятельной свободной жизни и возможности обзавестись семьей [44, с. 212—216]. Олонхо " Ш аманки Уолумар и Айг ы р" б ы ло записано в 1886 г. Э.К. Пе карским в Ботурусском (н ы не Таттинском) улусе от известного олонхо- сута Николая Абрамова. Следовательно, мотив рождения богатырей от людей айыы аймага и женщины-абаасм — древний, устойчив ы й, но редко встречаем ы й. Признание чужеродца своим хорошо показано в олонхо "Мае Батыйа" ("Деревянная Пальма"), записанном в 1945 г. от олонхосута Среднекол ы мского улуса П.Н. Назарова (Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 7, д. 114) [23, с. 105—112]. Герой олонхо Мае Батыйа, образ жизни которого б ы л чужим для людей ураангхай саха, становится человеком- айыы только тогда, когда начинает есть молочную пищу и овладевает языком якутов [23, с. 110]. Мае Бат ы йа, принявший образ жизни якутов- скотоводов, впоследствии становится их родоначальником. Т аким о б ра з ом, можно допустить, что мотивы рождения детей от связи айыы и абаасы и принятия чужеродца в семью аюдей айыы аймага — тра диционн ы е эпические мотив ы . Признание Харыаджыааана Бэргэна чеаовеком-аймм подтверждает ся верховн ы м божеством Юрюнг Ай ыы Тойоном посае того, как он совершает первый богат ы рский подвиг, спасая от гибеаи своего брата и похищенную невестку Тэмэаикээн Куо. Юрюнг Ай ыы Тойон в ы з ы вает богат ы ря в Верхний мир и сообщает ему, что он причисаяется к аюдям айыы аймага и доажен жениться на предназначенной ему невесте К ыы с Сар ы ад ы ман Куо (стр. 4209—4325). Это становится поводом дая всеоб щего торжества в стране Эр Соготоха. Хар ы адж ы ааана Бэргэна бааго- сааваяет на дааьнейшие богатырские подвиги дух-хозяйка стран ы Аан Ааахс ы н Хотун, обитающая в Священной Березе (стр. 4440—4471).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2