Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

богат ы ря - дб аасы Тааса Джаантаара Дар ы Буурая и оживление отца Эр Соготоха (стр. 1787—2314). В дааьнейшем сюжет развертывается встав­ н ы м мотивом о втором походе Кёмюса К ыы р ы ктая в Нижний мир и его борьбе с абаасы Буором Кудустаем. Этот мотив поаучает боаее развер­ нутое изаожение в з аписи 1975 г., г де абаасы носит имя Буор Бургаалд- ж ы н. Борьба с абаасы заканчивается в этом тексте победой богат ы ря- айыы, однако он чуть не погибает при встрече с кузнецами - дбаасм. Его спасают небесн ы е богатыри. А в текстах 1982 и 1986 гг. Кёмюс К ыы р ы к- тай побеждает абаасы в единоборстве (стр. 2400—2602). Кроме того, в тексте 1975 г. вклинился мотив об убавлении сил ы богат ы ря Кёмюса К ыы р ы ктая по решению верховн ы х божеств. Об этом сообщил его богатырский конь после того, как б ы л оживлен Эр Соготох, и подтверд и ла прилетевшая в образе стерха шаманка -айыы. Возмущен­ н ы й Могучий Эр Соготох убивает стерха. В последующих записях 1982 и 1986 гг. мотив убавления сил ы богат ы ря отсутствует (см. Прил., ССС). Второе звено сюжетного развития олонхо завершается мирной, бея богат ы рских подвигов, женитьбой Кёмюса К ыы р ы ктая на предназначен­ ной ему божествами невесте Тэмэликээн Куо. Это же благополучное и счастливое событие служит заключительной частью олонхо в записи 1975 г . В.O. Каратаев при исполнении "Могучего Эр Соготоха" в 1982 г. до­ полнил текст 1975 г. цел ы м сюжетн ы м звеном. Это повествование о богат ы рских деяниях другого с ы на Могучего Эр Соготоха, родившегося от женщ и ны-аб аасы, которая хитростью завлекла богатыря-аймм. Это звено целиком отсутствует также в сюжете олонхо А.С. Васильева "Мо­ гучий Эр Соготох", записанном в 1976 г. А в олонхо Т.П. Гоголева сюжет о богат ы рских деяниях побочного с ы на Эр Соготоха занимает солидное место (см Прил., Беседа со сказителем-олонхосутом Трофимом Гоголе­ в ы м). Завязкой третьего звена сюжета олонхо В.O. Каратаева служит тре­ тье похищение жен ы Эр Соготоха Туналыкаан Куо (стр. 2861—2889). Эр Соготох отправляется на поиски похищенной жен ы . Он становится жертвой волшебства женщины-абййсм. Мотив желания женщин ы -дбйй- сы в ы йти замуж за людей племени айыы аймага и заманивания их своими чарами широко распространен в олонхо. Но часто этот мотив превращается в комические сцен ы , а заканчивается гибелью абаасы от рук богатырей. В публикуемом тексте женщины -абаасы Уот Чолбоодой удалось в ы дать себя за жену Эр Соготоха Туналыкаан Куо и проспать с богатырем одну ночь. Раскрыв коварство женщины-абаасы, Эр Соготох хотел ее убить. Однако узнав, что она забеременела, богатырь оставляет ее в жив ы х (стр. 2940—3200). Женщина -абаасы, обманувшая Эр Согото­ ха, оказалась сестрой похитителя его жен ы Уот Урбалджына, и она помогает Эр Соготоху в ы ручить Туналыкаан Куо из плена и убить своего брата (стр. 3472—3693). Эр Соготох, возвратившись со спасенной им женой домой, находит свою страну еще более разоренной и узнает, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2