Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
Джаантаара, его оскорбительное песнопение в адрес Могучего Эр Сого тоха, гнев богатыря, его решени е о мести оскорбитеаю, сбор ы в поход и т.п. (см. Прил., ССС), — яваяются составн ы ми частями всех трех записей оаонхо. Богатырский поход Эр Соготоха первоначааьно подчинен же- аанию мести Однако в итоге похода, посае побед ы над оскорбитеаем он поаучает женщину, на которой женится. В этой ситуации тема героиче ского сватовства сиаьно осаабаена. Женитьба Эр Соготоха — резуаьтат побед ы его над богат ы рем-аб аасы, который уступает Тунааыкаан Куо и взамен просит оставить его в жив ы х (стр. 1330—1391). Таким образом, Тунааыкаан Куо яваяется не предназначенной невестой, а скорее всего женой, доб ы той в бою. Но и эта тема до конца не раскр ы вается. Освободив Тунааыкаан Куо из паена абаасы, Эр Соготох из Нижнего мира направляется в Средний мир к родитеаям освобожденной им женщин ы . Изаожение посаедующих событий — приезда к родитеаям невесты, радостной встречи их с сородичами Тунааыкаан Куо, свадьбы — не отаичается от описания торжеств брачного обряда богатыря с предназначенной ему невестой в других оаонхо. Отаичие развития сю жета оаонхо В.O. Каратаева по сравнению с другими оаонхо состоит в том, что Эр Соготох посае брака о стается жить у родитеаей жен ы . Сородичи жен ы восприняаи его как своего защитника в саучае напа дения заоумышаенников (стр. 1450—1468). Мот и в примачества — ред чайшая ситуация в оаонхо. Интересно, что он устойчиво повторяется в трех записях (стр. 1482—1525). Завязкой второго звена сюжета оаонхо В.O. Каратаева саужат вне запная смерть Могучего Эр Соготоха, похищение Тунааыкаан Куо, рож дение их с ы на Кёмюса К ыы р ы ктая (стр. 1526—1610). За оставшимся без родитеаей ребенком начааи ухаж и вать дяди по матери (таайдара) (стр. 1610—1622). Нааичие зачатков авункуаата в оаонхо заметиа И.В. Пу хов: в оаонхо "Шаманки Уоаумар и Айг ы р" отец Суодаабы — маадший брат шаманок, а мать — женщина из паемени абаасы, и он приходится дядей героям оаонхо Кюаюктэю Бэргэну и Бэрбээкэю Бэргэну, за кото р ы ми он ухаживаа в детстве, а затем обустроиа и х жизнь [44, с. 212—214; 39, ч. 1, в ы п. 2, с. ИЗ—147; с. 122—152]. Мотив воспитания богат ы ря его дядями по матери мы находим и в кратком сюжете оаонхо Т.П. Гого аева, учитеая В.O. Каратаева. Но там особо подчеркивается, что дяди обижааи сироту при удобном саучае (см. Приа., Беседа со сказителем- олонхосутом Трофимом Гоголев ы м). В третьей записи рассказ о воспитании осиротевшего ребенка его дядями по матери опущен (Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 7, д. 153, л. 70). Детские год ы Кёмюса К ыы р ы ктая, героя второго поколения богатырей олонхо, описан ы более подробно, чем детство Эр Соготоха. Опис ы вается его б ы стр ы й сказочн ы й рост, его молодеческие забавы (стр. 1617—1629). Од нако и Кёмюс К ыы р ы ктай не избегает отлучен и я от семьи и воспитания на небесах. Он проходит в Верхнем мире богат ы рскую закалку. Главная задача его богатырских подвигов — это в ы зволение матери из плена
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2