Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

1 Развитие третьего зве­ на сюжета Получив благословение духа-хозяйки страны Аан Алахсын, Харыаджылаан Бэргэн собирается в поход за невестой; конь просит своего хозяина вести себя осторожно и сообщает, что Кыыс Сарыадыман похи­ щена абаасы Таасом Куду- стаем (4472— 4545). Поход Харыаджылаана Бэргэна; дух-хозяин перева­ ла Ала Туйгун советует пе­ ред походом принести жертву, богатырь разжига­ ет костер, из ушей коня до­ стает яства и совершает ж е р т в о п р и н о ш е н и е (4546-4650) Продолжение похода Ха­ рыаджылаана Бэргэна по стране абаасы; встреча с женщмпой-абаасы Кыс­ кыйдаан Куо, у которой выпытывал, где находится местожительство абаасы Тааса Кудустая; встреча с матерью Уот Чолбоодой, она указывает сыну жили­ ще врага и советует сначала найти его сердце и унич­ тожить (4651—5011). Ха­ рыаджылаан Бэргэн, пре­ вратившись в алого сокола, достигает жилища Тааса Кудустая и там, обратив­ шись в острогу, ждет его, Таас Кудустай, увидев острогу, считает ее даром божеств и тащит внутрь жилища, оставляет острогу, а сам уходит. Встреча Харыаджылаана Бэргэна с Кыыс Сарыады­ ман; появление абаасы, единоборство; Таас Кудус­ тай признает Харыаджы­ лаана Бэргэна своим бра- Харыаджылаан Бэргэн собирается впоход за невес­ той; конь его сообщает, что Кыыс Сарыадыман Куо, его невеста, похищена тремя воронами, а у них ее отнял Таас Кудустай, конь сове­ тует обратиться к духу-хо- зяйке страны за благосло­ вением; Аан Алахсын благо­ словляет богатыря и дает сосать грудь (5340—5500). Поход Харыаджылаана Бэргэна; его встреча с ша- манкой-обадт Ытык Со­ луонньай, просьба помочь ему в поиске невесты;Ытык Солуонньай, превратив­ шись в змею, обвивает его, богатырьубивает ее;встреча с матерью Уот Чолбоодой; тело Ытык Солуонньай Ха­ рыаджылаан Бэргэн прино­ сит в жертву духу-хозяину моря, тот дает Харыаджы- лаану Бэргэну чудесного по­ мощника — змею (5500— 5810). Харыаджылаан Бэр­ гэн не может Майти жи­ лище Тааса Кудустая и ре­ шает подождать его, пре­ вратившись в острогу, Таас Кудустай принимает ост­ рогу за божий дар и берет с собой в свое жилище, ос­ тавляет острогу, а сам ухо­ дит, Харыаджылаан Бэргэн успевает сообщить Кыыс Сарыадыман, кто он такой; возвратившийся абаасы Таас Кудустай догадывает­ ся, что острога — это Хары­ аджылаан Бэргэн, который, превратившись в самого се­ бя, вступает в поединок; ус­ тавшие от битвы бо г атыри соглашаются прервать пое­ динок и у с троить перерыв (5810-6110)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2