Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
1 Развитие третьего зве на сюжета Получив благословение духа-хозяйки страны Аан Алахсын, Харыаджылаан Бэргэн собирается в поход за невестой; конь просит своего хозяина вести себя осторожно и сообщает, что Кыыс Сарыадыман похи щена абаасы Таасом Куду- стаем (4472— 4545). Поход Харыаджылаана Бэргэна; дух-хозяин перева ла Ала Туйгун советует пе ред походом принести жертву, богатырь разжига ет костер, из ушей коня до стает яства и совершает ж е р т в о п р и н о ш е н и е (4546-4650) Продолжение похода Ха рыаджылаана Бэргэна по стране абаасы; встреча с женщмпой-абаасы Кыс кыйдаан Куо, у которой выпытывал, где находится местожительство абаасы Тааса Кудустая; встреча с матерью Уот Чолбоодой, она указывает сыну жили ще врага и советует сначала найти его сердце и унич тожить (4651—5011). Ха рыаджылаан Бэргэн, пре вратившись в алого сокола, достигает жилища Тааса Кудустая и там, обратив шись в острогу, ждет его, Таас Кудустай, увидев острогу, считает ее даром божеств и тащит внутрь жилища, оставляет острогу, а сам уходит. Встреча Харыаджылаана Бэргэна с Кыыс Сарыады ман; появление абаасы, единоборство; Таас Кудус тай признает Харыаджы лаана Бэргэна своим бра- Харыаджылаан Бэргэн собирается впоход за невес той; конь его сообщает, что Кыыс Сарыадыман Куо, его невеста, похищена тремя воронами, а у них ее отнял Таас Кудустай, конь сове тует обратиться к духу-хо- зяйке страны за благосло вением; Аан Алахсын благо словляет богатыря и дает сосать грудь (5340—5500). Поход Харыаджылаана Бэргэна; его встреча с ша- манкой-обадт Ытык Со луонньай, просьба помочь ему в поиске невесты;Ытык Солуонньай, превратив шись в змею, обвивает его, богатырьубивает ее;встреча с матерью Уот Чолбоодой; тело Ытык Солуонньай Ха рыаджылаан Бэргэн прино сит в жертву духу-хозяину моря, тот дает Харыаджы- лаану Бэргэну чудесного по мощника — змею (5500— 5810). Харыаджылаан Бэр гэн не может Майти жи лище Тааса Кудустая и ре шает подождать его, пре вратившись в острогу, Таас Кудустай принимает ост рогу за божий дар и берет с собой в свое жилище, ос тавляет острогу, а сам ухо дит, Харыаджылаан Бэргэн успевает сообщить Кыыс Сарыадыман, кто он такой; возвратившийся абаасы Таас Кудустай догадывает ся, что острога — это Хары аджылаан Бэргэн, который, превратившись в самого се бя, вступает в поединок; ус тавшие от битвы бо г атыри соглашаются прервать пое динок и у с троить перерыв (5810-6110)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2