Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

Буурая и шаманки Джарг ы а (см. Приа., ССС). Воспитание богатыря в оаонхо вообще пропускается, а о наречении именем кратко сообща е тся вестниками (стр. 363—385, 482—489). Песнопение-сообщение Джаргыа — радостное и торжественное, а пение абаасы — тревожное и беспо­ койное в связи с тем, что растет могучий богатырь паемени айыы (стр. 454—500). Эта тревога в записи 1986 г. звучит так: Эһиги уохгутун Үрдүк хаххаакка таһаараннар, Алхараа дойдуну Атыйахтаах у у курдук Такнары үктээн дьахкыттын диэннэр, Тордуйахаах у у курдук Тоцо үктүэн дохгуттун диэннэр Ухуу бухатыыры окоро сытаххар (Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 7, д . 153). Вашего сына, Подняв на высокое небо, Воспитывают как великого богатыря, Чтоб он Нижний мир возмутил, опрокинув ногой, Как воду в берестяном лукошке, Как воду в берестяной посудине, Взволновал, наступив ногой. Эти стихи, состоящие из поэтических формул в пубаикуемом тексте, в записи 1986 г., переданы очень кратко: .эһиги 0 ҕ 0 ҕутун Үөһээнки айыыхарга Ъиһишни судуххуун суох окоттороору Ухуу бухатыыры окоро сытаххар (Архив ЯНЦ, ф . 5, оп. 7, д. 153, л. 17). ..вашего сына чтобы нас извести под корень, у верховных айыы великим богатырем воспитывают. Приведенн ы е редакции текстов, записанные в 1982 и 1986 гг., могут служит ь примером вариаций песнопений богат ы рей, описаний с о б ы тий: если в одном тексте стих и состоят из поэтических формул, подробн ы х описательн ы х блоков, то в другом то же самое передается лаконично, несколькими словами, но основное со д ержание не изменяется. Описание появления Эр Соготоха перед отцом и матерью в облике могучего богатыря, его песнопения о своем в ы соком предназначении стать защитником племени айыы аймага, его богатырский сон совпада­ ют в двух последних записях. Последовательные события, составляющие сюжет первого звена (части) олонхо: появление богатыря-абдасы Тааса

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2