Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

Развитие первого звена сюжета Борьба М огучего Эр Со­ готоха с абаасы. Могучий Эр Соготох обращается к божествам. Прилет стерхд- шаманки Айыы Ньуурал- джан; она отговаривает Мо­ гучего Эр Соготоха пресле­ довать абаасы, потому что у него высокое назначение быть родоначальником лю­ дей (440-556) Могучий Эр Соготох не слушает отговоров шаман­ ки и, превратившись втрех­ гранную острогу, летит в Нижний мир, убивает львов, карауливших проход (557-596) Встреча с Аевой-абаасы, ее радость. Поход МогучегоЭр Соготоха вызывает тревогу в Нижнем мире. Попытка пленения Мо­ гучего Эр Соготоха, его ос­ вобождение и расправа над абаасы (670—704), которые связали его железным ка- Обращение Сир Сабыйа Баая Тойона с благослове­ нием к своему сыну Могу­ чему Эр Соготоху (744— 779) Конь советует Могучему Эр Соготоху получить бла­ гословение духов-хозяев ог­ ня и страны Духи-хозяева благословляют его, дух-хо­ зяйка страны Аан Алахсын после бла г ословения дает Могучему Эр Соготоху со­ сать грудь (780—920) Богатырский поход. Спуск в Нижний мир (921-1031) Конь советует своему хо­ зяину Могучему Эр Сого­ тоху получить благослове­ ние духов-хозяев страны и огня Могучий Эр Соготох обращается к духу-хозяину огняи духу-хозяйке страны. Дух-хозяйка после благо­ словения дает Могучему Эр Соготоху сосать грудь (932—1100). Обращение Сир Сабыйа Баая Тойона к своему сыну ( 1100 — 1120 ). Богатырский поход Мо­ гучего Эр Соготоха (1190— 1260) Встреча с духом-хозяи- ном дороги Ала Туйгуном, жертвоприношение (1210— 1270) Продолжение похо­ да, прохождение прохода в Нижний мир, охраняемого львами, превращениеМогу­ чего Эр Соготоха в острогу и уничтожение львов. По­ ход по Нижнему миру (1273-1360)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2