Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

Тумаан-имээн Туут Улус (улуус) Ураангхай Саха (урааҥхай саха) Ураса (ураһа) Уруй Уруй-хоруй Хамаан-имээн Хаппахчы Хомус Хотуой Чабычах Ысыах (ыһыах) современном якутском языке термином тойук обозна­ чаются эпические и лироэпические песни — постоянный эпитет мифической страны, где добывают материал для различных частей лука — охотничьи лыжи, подбитые шкурой шерстью наружу — название якутской административно-территориальной единицы, восстановленной в 1993 г. Понятие ул ус упот­ ребляется также и в значении "племя", "население", "на­ селенный пункт", в том числе и по отношению к духам, якобы живущим улусами на том или ином небесном или подземном слое — самоназвание якутов, часто встречающееся в произве­ дениях устного народного творчества — конический шатер из жердей. У южных якутов покры­ вался берестяными полотнищами. У северных — шку­ рами оленей. Якутская берестяная ураса представляла собой сооружение солидных размеров, служившее толь­ ко летним жилищем. Столбы, поддерживающие верх­ нюю часть у расы, и берестяные полотнища богато орна­ ментировались — молитвенный возглас якутов, обозначает призывный клич и выражение восторга. См. айхал — молитвенный возглас якутов, обозначает пожелания бла­ гополучия — постоянный эпитет мифической страны, где добывают материал для различных частей лука — чулан, комнатка для незамужних девушек — варган, музыкальный инструмент, представляющий со­ бой железную полоску, согнутую лирой, со вставленным вдоль посередине стальным язычком — обращение старших к молодым женщинам — небольшой берестяной Сосуд — национальный праздник якутов, устраиваемый в начале лета и сопровождаемый танцами, игрищами и кумыс­ ным питьем. В прошлом ысыах устраивали по случаю свадьбы и других важных событий. В олонхо их устраива­ ют по поводу всех важнейших событий (победа героя, женитьба богатырей и т.п.), но обязательно приурочен­ ных к лету. В настоящее время ысыах является всена­ родным национальным праздником

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2