Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
Кумысная утварь, употребляемая на ысыахе. Кюсэнгэ (күһэҥэ) Мэнэрийэр Нойон Нойоон Нокой Орон Сы-хы, хэ, хэ-эн (сы-һы, һэ, һэ-эн) Сэргэ Тойон Тойук от губительных взоров абаасы, так как последние боятся солнечного света [32, с. 309] — металлический круг-подвеска на шаманском костюме, прикрепляемый на "глаза спины" (көхсүн хараҕа) — "самое уязвимое место человека, находящееся в центре позвоночника". Кюсэнгэ прикрывает "глаза спины" шама на от "огненного взгляда" абаасы [32, с. 309] — сходить с ума, терять рассудок, быть не в своем уме [41, стб. 1554]. Мэнэрик — один из видов нервной болезни, распространенный в дореволюционное время среди яку тов — молодой человек, молодец, удалец — звательная форма от нойон, в олонхо так часто обраща ются друг к другу противники-богатыри. В разговорной речи почти не употребляется [32, с. 310] — уменьшительное от нойоон — общее название спальных мест в якутском ж илище: по стель, нары, топчан — слова запева-припева песнопений духа-хозяйки земли Аан Алахсын — коновязь, коновязные столбы — господин, владыка, начальник, лицо, имеющее власть — песня, песнопение; ойуун тойуга — шаманское песно пение, бухатыыр тойуга — песнопение богатыря; в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2