Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
чальники из оаонхо "Тонг Саар Тойон" и "Сююаэаджин Боотур". А женское и мя родоначааьницы Сабыйа Баай Хотун можно найти в зна менитом оаонхо "Нюргун Боотур Стремитеаьн ы й" К.Г. Оросина [39, ч. 1, в ы п. 1, с. 29]. Э.К Пекарский, сс ы ааясь на опубаикованн ы е образц ы оаон хо, дает саедующее объяснение: "имя а и ца, которому в б ы аинах дают эпитет ы : саха саара буолбут (ставший якутским царем), т р и сабан олорор (покр ы вающий земаю), саха төрдө (прародитеаь якутов)" [41, стб. 2011; 39, ч. 1, в ы п. 3, с. 214, 247, 261; ч. 3, в ы п. 1, с. 146]. Герой оаонхо O.В. Каратаева рождается у этих бездетн ы х престареа ы х родоначааь- ников. Мотив чудесного зачатия и рожден и я детей у престареаых ро- дитеаей широко распространен в тюрко-монгоаьской эпике (киргиз ский "Манас", аатайский "Маадай Кара") и часто встречается в якутском оаонхо. Так, Кёнтёстёй Бёгё, герой оаонхо С.М. Неустроева из Буаунского уауса, родиася посае того, как его престареаые бездетные родитеаи в ы просиаи у верхних айыы ребенка. Посае него родиаись еще брат и сестра [22, с. 200—203]. Жена богат ы ря Бэрт Хара родиаа двух с ы новей и дочь посае его с мерти, съев травинк и , в ы росшие на могиае мужа [39, ч. 2, в ы п. 1, с. 37, 36; 22, с. 160]. Джуаар ы тта Бэргэн, герой оаонхо П.С. Oае- сова из Усть-Алданского уауса, родиася как тоаько гаава верхних абаасы Уауу Суорун Тойон сняа свое закаятие на аишение потомства с его родитеаей (Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 7, д. 21) [22, с. 247—248]. Бездетн ы й престарелый отец богатыря Тёбёта Мэника, героя в ы шеупомянутого олонхо С. Еремеева—Дэдэгэса, записанного в 1940 г., в ы прашивает ребен ка у божеств -айыы, поднявшись на вершину священного дерева (Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 7, д. 118) [22, с. 148—149]. Чудесное зачатие и рожден и е Могучего Эр Соготоха заключается в том, что он рождается у престаре л ы х родоначальников, не ожидавших появления ребенка. Исходной ситуацией начала геро и ческой биографии героя служит мотив отлучения новорожденного от семьи и переселение его в Верхний мир по воле верховных божеств. При этом отлучен и е ребенка от родите лей совершается без их ведома. О том, что их с ы н воспитывается у верховных божеств, Сир Сабыайа Баай Тойон и Саб ы йа Баай Хотун узнают от богатыря-абаасм (запись 1975 г.) или (записи 1982 и 1986 гг.) от небесной шаманки Джаргыл, прилетевшей в образе стерха (стр. 337— 391). Такой инициационн ы й обряд воспитания будущего богат ы ря встре чается и в других олонхо. Так, первый с ы н Кулуна Куллустуура и Кюн Толомон, героев олонхо И.Г. Тимофеева-Теплоухова, по воле матери-ша- манки воспитывается в глубине кургана у волшебниц, а их второй с ы н — в Верхнем мире у главного божества Юрюнг Ай ыы Тойона. Только третьего с ы на воспит ы вали сами родители [22, с. 123—124; 48, с. 171 — 180, 212, 448—486]. Мотив исчезновения новорожденного, досада горюющ и х родителей и радость их после того, когда они узнали, что их с ы н стал избранником божеств, опис ы вается одинаково во всех трех записях, за исключением порядка прибытия вестников — богат ы ря-абадсм Джаантаара Дары
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2