Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

СЛОВАРЬ МИФОЛОГИЧЕСКИХ И ЭПИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ОЛОНХО "МОГУЧИЙ ЭР СОГОТОХ" А ан Алахсын Хотун Аар Тойон Айын Уот Дугуй Айыы Дархан Тойон Айыы Джангсаар (Дьаҥсаар) Тойон Айыы Джаргыл (Дьаргыл) Айыы Ньууралджан (Ньууралдьан) Айыы Сарыадыман Айыына Сизр Хотун Айыына Хотун • дух-хозяйка земли, обитающая в священном дереве Аар Хатынг (букв.: "священная береза"). В записи олонхо 1975 г. героиня названа Аан Далахсын Хотун. В других олонхо встречаются варианты имени: Аал (Айыы) Алах- чын (Дархан, Малахсын, Мангхалыын, Мичил, Чалбары- ын) Хотун. Функция Аан Алахсын традиционна, она помогает богатырям-айъш: благословляет, дает советы и т.п. • см. Юрюнг Айыы Тойон • см. Уот Дугуй • отец красавицы Кыыс Сарыадыман Куо. Айыы — общее название добрых божеств якутской мифологии, покро­ вителей людей, дархан "достопочтенный, гордели­ вый", тойон — "господин"; Айыы и Тойон являются частью сложносоставных имен родоначальников [41, стб. 678] ■1. см. Юрюнг Айыы Тойон; 2. Отец красавицы Туналы- каан Куо. кьаксаар — от дьаксый "много говорить (убеждая, внушая, разъясняя)" [56, с. 259] - шаманка-аммм, покровительствующая жителям Сред­ него мира. Дьаргыл — от дъаргый "издавать звук" [41, стб. 794] ■шаманка-йймм, превращающаяся в стерха • мать красавицы Кыыс Сарыадыман Куо. Сарыадыман — видимо, от архаической основы сарыы "свечение, рас­ свет" - мать красавицы Туналыкаан Куо. Айыына — от айыы-, сиэр — "саврасый, светло-гнедой" (о масти коней) [41, стб. 2192] (в данном имени обозначает цвет волос). В тексте К . Г. Оросина отец НюргуН Воотура носит имя Айыы Сиэр, а в записи олонхо МН. Андросовой-Ионо- вой "Потомки Юрюнг Айыы Тойона" встречается персо­ наж по имени Аджынга Сиэр - мать красавицы Тэмэликээн Куо. Олонхосут нечетко передает имена родителей героинь, иногда по огласовке они очень схожи (ср. выше: Айыына Сиэр ХоТун)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2