Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

5062—5065 — То ли мой берестяной божок ее мне подкинул., друг, то ли мой деревянный идол сверху сбросил ее, что ли? (туос такарам тос гыннардаҕа дуу, двҕвр, мае такарам балк гыннара быраҕан биэрдэҕэ дуу?) — здесь имеются в виду идолы ( эмэгэт ) из бересты и дерева (см. коммент. к стр. 1018), служившие домашними фетишами. 5456, 5459 — Костная болезнь (Ытык өлүү); глазная болезнь (иээкэй өлүү) — часто упоминавшиеся в шаманских мистериях духи болезней. Имена этих духов употреблялись как составная часть в проклятиях. 5461 — Моих божестпв-ангелов (аанньал такараларым) — христианизация якутов оставила след в их духовной жизни, потому олонхосут иногда употребляет понятия христианской религии, в данном случае слово "ангел". 5464 — Никол-божеств (Ньукуола такараларым) — см. коммент. к стр. 5461. 6281—6284 — Плотным шейным жиром / в шахматы стали играть, / крепким шейным салом / в шашки стали играть (Суон саалынан/ Саахымат оонньооннор, / Халык саалынан / Ауобат уурсан ) — неологизм, образное выражение, означающее "стали играть в разные игры".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2