Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
Чепрак. Коллекция музея г. Вилюйска. (Фото В.Т. Новикова.) ное от лөкөй "масса обрубленного дерева, также всякая масса какого-либо предмета" [41, стб. 1496]. 510—511 — Когда ожидая-поджидая его, от ожидания исхудали (кэтэһэн-кэтэһэн. кэхтэгэйдэрэ буохбутун кэннэ) — бука: "ждали его так долго, что от тела осталась лишь его часть", т.е. исхудали от муки ожидания (ср. стр. 281—284). 551 — Почтенный отец мой (аар тойон аҕаккайым) — аар тойон — "лучший в своем роде, почтенный, важный, громадный, священный, божественный" [41, стб. 126]. В данном случае обращение аар тойон является показателем высшей степени уважения к отцу. 553 — Почтенная мать моя (кубэй хотун) — словосочение встречается только со словом хотун или хатын "госпожа; важная, достопочтенная, видная, дородная; тихая, милостивая" [41, стб. 1225]. Термин хотун в олонхо прилагается к именам мифологических существ женского пола, матерей богатырей и вообще ко всем почитаемым женским особам пожилого возраста. 643 — Воздушную душу твою не трону (сахгын куккун хааххарыаҕым) — по верованиям якутов, человеческая душа состоит из трех элементов: буор кут — "земля-ду- ша" (Н.А. Алексеев предлагает переводить "земляная душа"), сахгын кут "воздух-душа", ийэ-кут "мать-душа, материнская душа". Кроме того, у человека имеется сюр, или сюр кут — "жизненная сила" (олицетворение энергии и силы воли); сюр кут употребляется также и в смысле "душа". Сахгын кут способна странствовать во время сна, и если в это время она попадает в руки злых духов, человек заболевает. Буор кут находится рядом с человеком, далеко не отлетая от него. Если злые духи поймают эту душу, то человек сильно хворает и может умереть. Ийэ кут считается подлинной душой; она не выходит из человека даже тогда, когда злые духи терзают сахгын кут и буор кут [1, с. 120—122; 30, с. 59—60; 49, с. 73].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2