Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
солненным признаком устойчив о сти формул ы . Посае описания "роста" изначааьной земаи, т .е . эпической Средней земаи (мира) с его несмет н ы м богатством фаор ы и фаун ы , оаонхосут переходит к описанию ахааса, характерного дая Якутии сенокосного и пастбищного угодья (поаян ы , ауга, откр ы той небоаыной равнины, окруженной аесом, пред горной доаины). Якут ы считают ахаас своим кормиаьцем, так как от урожая травостоя зависеао их баагопоаучие. Кроме того, ахаас — место, где якут ы ж и аи от рождения до смерти, где проходит жизнь одного покоаения за другим, и, действитеаьно, родной ахаас для якутов — аан ийэ дойду (изначальная страна-матушка); видимо, потому поэт и ческий образ изначальной матушки-земли и образ ахааса сливаются в единый образ благодатной Средней земли (мира). Одним из поэтических мест якутских олонхо, особенно созданных певцами центральных улусов, можно назвать воспевание священного дерева Аал (вариант: Аар) Кудук (Дууп, Луук, Дуук) Мае — Священное Изобильное Дерево (дууп , х у у к — видимо, от русск. дуб). В первой и второй записях олонхо В.O. Каратаева образ священного дерева отсутст вует, а в третьей появляется под названием Аар Хатынг (Священная Береза) и занимает всего двустишье: Аҕыс салаахаах Аар Хатык үүнэн тахсыбыт. Босъмиветвистая Священная Береза (Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 7, д. 153, л. 6). Знаменит ы й вилюйский певец и олонхосут, дальний родственник B.O. Каратаева, С.Н. Каратаев в своих двух олонхо "Тонг Саар Тойон" и "Сююлэлджин Боотур", записанн ы х в 1938 и 1941 гг. А.А. Саввиным и П.Я. Туласыновым (Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 7, д. 5 и 117), а также олонхосут C. Еремеев—Дэдэгэс из соседнего с Борогонским Тогусского наслега в олонхо "Мэник Тёбёт Бухатыыр" священное дерево называют Аар Кудук Хат ы нг — Священная Изобильная Береза. В самой ранней публикации олонхо O.Н. Бётлингком название священного дерева передано словосо четанием Аар Мае и объяснено как самое в ы сокое и старое дерево в лесу. Видимо, в ранний период разв и тия олонхо священное дерево представ лялось в виде огромной лиственниц ы или берез ы . С последующим раз витием поэтики олонхо образ священного дерева усложнялся и прев ратился в более мифологизированн ы й образ Аал Луук Мае, в "символ неувядающего плодородия земли и вечного расцвета жизни на ней" [11, с. 91]. В заключении вступительной части сообщается о том, что в этой благодатной стране живут Сир Саб ы йа Баай Тойон и Сабыйа Баай Хотун (стр. 225—273). Сабыйа Баай — распространенное имя родоначальников якутского эп о са [22, с. 297]. Это имя встречается у олонхосутов как центральных (бывш. Западно-Кангаласский, б ы вш. Ботурусский), так и окраинн ы х (Вилюйский, Верхоянский) улусов. Такое имя носят родона
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2