Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

КОММЕНТАРИИ К ПЕРЕВОДУ Ю—12 — За ч е р е д о й г и б е л ь н ы х х р е б т о в у б е ж а в ш и х м о и х х е ш ( к у о п п у т д ь ы х ы м к у д у х ҕ а н н а а х к у д а н в х ү ү у O р ҕ а т ы н к у о Ъ а р а х а а х ХOННOҔOр ) — постоянная формула в зачинах всех трех записей олонхо В . O. Каратаева, подчеркивающая древность описываемых событ и й . 17 — Со ступнями продохьными (уһаты уххукахтааҕым) — распространенная метафора, к которой прибегают якутские сказители, говоря о людях. 23 — Провидцы мои (ичээн эттэҕим) — по верован и я м якутов, не каждый человек может знать о присутствии злых духоа Есть люди, обладающие особой способностью "видеть" злых духов во сне или даже наяву. Они приглашались для выяснения причин заболевания и других несчастий [1, с. 124, 41, стб. 988]. 24—25 С меченой костью сородичи-шаманы мои (куодахаах укуохтаахтарым, ойуун аймахтарым) — по верованиям якутов, у человека, которому суждено стать шаманом, имелась особая метка на какой-нибудь части его скелета; бугорок на кости, сросшиеся вместе пальцы рук или ног или лишняя кость — шестой палец, дополнительный позвонок и т.п. 33 — Авухгодовахой важенки (сачарыы табам) — здесь слово сачарыы образовано от эвенк, сачари "двухгодовалая важенка". Якуты оленеводческие термины в основном переняли от своих близких соседей: эвенков и эвенов [15, с. 205]. 44 — Араат-морем — в якутском эпосе название моря находящегося на краю земли, под западную сторону этого моря закатываясь, скрывается солнце [41, стб. 137} 69 — Среднюю изначахъную мать-земхю мою (орто т ур уу аан ийэ дойдубун) — по космогоническим представлениям якутов, вселенная состоит из трех миров. Верхний мир состоит из восьми-десяти ярусов. Восточную и центральную его части населяют божества {айыы — творцы). По краям нижних ярусов (в северной, южной и западной частях неба) живут верхние абаасы — злые чудовища. Средний мир населяют люди и мелкие духи иччи. В Нижнем мире живут подземные абаасы [38, с. 423] 75 — Созвездием Пхеяд, как матицей, подперхи его (Үргэх тойонунан өһүөхээ- биттэр) — согласно якутской мифологии, звезды, в том числе Плеяды, насылают на землю стужу. Вилюйские якуты считают, что звезды являются отверстиями в небе, через которые проходит свет на землю [30, с. 14; 55, с. 134]. 89 — С упряжью из серых зайцев ( борон куобах бохбуоттаах) — выражение построено на внутренней аллитерации — распространенном стихообразующем приеме народной поэзии [10; 50} 99—102 — Восьмиободную-восьмикрайнюю, с тревохнениями-беспокойствами, в рос­ кошном наряде-убранстве отчую почтенную страну мою ( аҕыс иихээх-саҕахаах, атаан- наах-мөкүөннээх, айгырдаах-сихиктээх аҕа бараан дойдубун) — традиционное описание Среднего мира, о чем якутские фольклористы писали много раз [11, с. 83—90; 55, с. 114]. (См. коммент. к стр. 74—79 перевода "Кыыс Дэбилийэ" [32, с. 297})

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2